Фроянов Игорь Яковлевич

000Прозаик
День рождения: 22.06.1936
Место рождения: Армавир, Краснодарский край, РСФСР, СССР

Советский и российский историк, доктор исторических наук. Общественный деятель, писатель. Профессор, с 1982 по 2001 года — декан исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Сын потомственного кубанского казака, командира Красной Армии, который был репрессирован в 1937 г., реабилитирован в 1957 г.

После прохождения военной службы в 1955—1958 гг. поступил на исторический факультет Ставропольского пединститута. С 1963 г. — в аспирантуре исторического факультета Ленинградского госуниверситета. В 1966 г. защитил кандидатскую, в 1973 г. — докторскую диссертацию. С 1966 г. работает на историческом факультете ЛГУ (СПбГУ). С 1982 по 2001 г. — декан исторического факультета, а с 1983 по 2003 г.— завкафедрой истории России (с перерывами). Председатель диссертационного совета СПбГУ по таким специальностям, как отечественная история, всеобщая история (древний мир, средние века, новое и новейшее время) и историография, источниковедение и методы исторического исследования.

Ученик профессора В. А. Романовского и В. В. Мавродина, видный представитель ленинградской (санкт-петербургской) исторической школы (в том числе по признанию его оппонентов), создатель и глава Санкт-Петербургской школы историков, специализирующихся на изучении средневековой Руси. Один из теоретиков антиглобализма в России. Член редакционного совета радиогазеты «Слово».

Концепция истории Древней Руси

Игорь Фроянов доказывает доклассовый и общинный характер общественного и государственного строя Древней Руси.

В своей докторской диссертации и вышедшей на её материале книге «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории» он отказался от господствовавшего в советской историографии представления о классовом и феодальном характере Руси и показал, что в древней Руси крупное частное землевладение было развито слабо и базировалось на труде рабов, а не феодально зависимых людей, которых среди всего населения было чрезвычайно мало (часть смердов). При этом в книге 1974 года он воздержался от прямой оценки общественного строя Руси IX—XIII веков как феодального или рабовладельческого, а в книге 1980 года «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории» прямо заявил о дофеодальном характере древнерусского общества.

Согласно концепции Фроянова, население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях. Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей. Таким образом, государство на Руси возникло до разделения общества на классы.

Критика исторической концепции Игоря Фроянова

Концепция Фроянова шла вразрез с официальной доктриной о возникновении государства в обществе, в котором появились классы, и с теоретическими построениями виднейших советских историков старшего поколения, что вызвало сначала игнорирование его книги, а затем волну критики в его адрес. После того как Фроянов стал деканом исторического факультета Ленинградского университета, стало невозможно не замечать его публикаций, и его противники предъявили историку ряд обвинений: отступление от марксизма, отход от столбовой дороги отечественной историографии, непонимание древнерусских текстов. Из-за противодействия третья книга декана исторического факультета, посвященная вопросам историографии, не могла быть опубликована в университетском издательстве вплоть до 1990 года.

С критикой концепции Фроянова в советское время выступали академики С. Тихвинский, академик РАН, академик АН СССР, директор Института археологии АН СССР (1956—1987) Б. А. Рыбаков, член-корреспондент АН СССР В. Т. Пашуто, М. Б. Свердлов.

Критика деятельности и политических воззрений

Историк, член-корреспондент Российской академии наук Рафаил Ганелин обвинил Игоря Фроянова в ксенофобии и пропаганде национальной ненависти, наподобие гонений на «космополитов» в 1950-е годы. Игоря Фроянова обвиняли в национализме и конфликтах с другими учёными кафедры. Ректор СПбГУ Людмила Вербицкая обвиняла Игоря Фроянова в авторитаризме.

Борис Комиссаров, доктор исторических наук, профессор, утверждал, что Фроянов — «национал-коммунист, ксенофоб, антисемит», что «он искренне верит, что, по крайней мере, в последние три века Россия является жертвой мирового антирусского заговора, и согласно своим теоретическим воззрениям он и управляет факультетом», обвинял его в диктатуре.

В апреле 2001 года Учёный совет университета отказал И. Я. Фроянову в продлении его деканских полномочий. 26 июня 2003 года он был освобождён от заведования кафедрой русской истории.
Смещение Фроянова с должности декана вызвало протест у части российских историков и общественных деятелей патриотических взглядов. В частности, российский историк Михаил Флоринский дал следующую оценку: «После выхода в свет книги „Падение в бездну“, словно по команде, в ряде либерально-масонских СМИ началась травля учёного. В результате этой кампании Фроянов в 2001 был лишен должности декана исторического факультета. Но это нимало не смущает учёного и педагога, более всего дорожащего свободой творчества и не привыкшего изменять Истине.»

В защиту действий Игоря Фроянова выступил Союз писателей России, ряд членов которого подписали коллективное обращение к учёному совету университета с просьбой отменить решение об отставке историка, в котором было сказано: «Западники, либеральные интеллигенты объявили тотальную войну всей русской истории, нашим достояниям и победам. Либерально-демократические, кормящиеся из западных источников силы начали новое наступление на русскую науку, культуру, литературу. Одной из устрашающих жертв должен стать профессор И. Фроянов».

Библиография:

Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974.
Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Становление и развитие раннеклассовых обществ. Л., 1986 (в соавт.).
Города-государства Древней Руси. Л., 1988 (в соавт.).
Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. Л., 1990.
Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6.
Мятежный Новгород. СПб., 1992.
Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. СПб., 1995.
Рабство и данничество у восточных славян. СПб., 1996.
Былинная история. СПб., 1997 (в соавт.).
Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Октябрь семнадцатого (глядя из настоящего). СПб., 1997 (2002 — 2-е изд.).
История России от древнейших времен до начала XX в.
Начало христианства на Руси.
Погружение в бездну (Россия на исходе XX века). СПб., 1999 (2001, 2002 — 2-е, 3-е изд.).
Начала Русской истории. Избранное. М., 2001.
Загадка крещения Руси. М., 2007; 2-е изд. 2009.
Драма русской истории: На пути к Опричнине. М., 2007.