Царскосельская лира


Общая информация Галерея Архив*

На нашем ЛиТО мы учимся писать стихи и прозу, обсуждаем написанное. Это — полноценная творческая мастерская.

Кроме того, у нас есть свой ученический журнал «Северный вестник» (6 номеров в год). А иногда выпускаем свой «солидный» журнал «Царскосельская лира». Этот журнал  с разной периодичностью у нас выходит с 2006 года.

Как попасть в Царскосельскую лиру?
Мы открытое ЛиТО, наши двери открыты для всех еще со времен нашей основательницы Татьяны Григорьевны Гнедич. В Пушкине и Павловске нас хорошо знают, о нас часто пишут на сайте «Пушкин инфо» и в «Царскосельской газете». Мы собираемся в Павловской городской библиотеке по первым воскресеньям.

Мы ВКонтакте: https://vk.com/tsarlira
Наши контакты опубликованы и в наших журналах.
Есть и телефон: 8-981-831-47-69 Каримов Гумер Исламович.

1. «ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!»
«Когда исчерпали повестку дня, потянуло всех на свет божий, а там апрель, идя к закату, закатил небывалую истерику тепла и солнца: бурно скандалил ослепляющей синевой небес, буйствовал свежей зеленью. Сфотографировались на память. Были улыбчивы и беззаботны то ли от погоды, то ли от ладно сделанной работы. Скорее, от того и другого разом. А еще от Павловска, чудного города, в интерьерах которого и свершилось то, к чему мы так долго шли, кто знает, может быть, к самому главному в нашей жизни. Ведь всех нас, собравшихся 23 апреля 2000 года в Павловске, так или иначе, волновала эта идея единения разбросанной по городам и весям огромной Ленинградской области и пригородов Петербурга всей нашей пишущей братии, после случившихся потрясений постперестроечной эпохи брошенной и никому не нужной. Но мы работали. Днем, кто как мог, добывали хлеб наш насущный, а по ночам писали стихи и прозу, научные статьи и публицистику, чаще всего в стол, ибо реальные возможности публиковаться были жестоко сужены. Бросить же все к чертям не могли, потому что без этого мы не умели жить.
Не стану томить подробностями долгой и тщательной подготовки Собрания учредителей, скажу лишь: началось всё с обычных клубных вечеров поэзии, так появилась инициативная группа пишущих авторов. В основном, это были павловчане и присоединившиеся к ним жители города муз. Но слухом земля полнится — нас становилось все больше, так и образовалось Некоммерческое партнёрство по поддержке литературного творчества «Союз писателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга».
Это фрагмент статьи, которой открывался наш первый изданный альманах «Ленинградская мыза» в 2000 году. С тех пор прошло 14 лет, срок немалый, но творческое сообщество и сегодня продолжает успешно работать, базируясь в Павловской детской библиотеке и в Центре культуры, кино и досуга г. Павловска. Учредителями и первыми членами союза были: Александр Васильевич Фаловский, ставший затем членом Союза писателей России. Увы, его уже нет среди нас, как нет и второго посланца Гатчинского района Александра Дмитриевича Шныпикова. К сожалению, нет Геннадия Семёновича Бацуры, поэта, павловчанина, поэта из Луги Евгения Викторовича Александрова. Но живы и продолжают интересно работать в литературе Сергей Щепотьев, Николай Солохин, Анатолий Гессе, Алла Кошмелюк, Елена Кириллова, Владимир Аксёнов, Максим Швец, Антонина Каримова, Юлия Вертела. Руководит союзом Александр Вотинов. Многие из членов этого союза обрели уже профессиональный статус, вступив в Союз писателей России или Союз российских писателей. Среди них немало павловчан и царскосёлов. Впрочем, это и неудивительно: литературные традиции Пушкина и Павловска, заложенные изначально, со времён основания двух городов, ко многому обязывают.
Не случайно именно в нашем Пушкинском районе в начале 60-х годов зародилось одно из первых в Советском союзе литературное объединение «Лира», основанное еще знаменитой землячкой Татьяной Григорьевной Гнедич. Существуя вот уже полвека, «Лира» также привела в отечественную литературу немало поэтов, прозаиков, переводчиков, известных сегодня всей стране. Об этом удивительном литературном объединении – наш рассказ.

2. «Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ…»
Два года назад вышла книга «6 ЛИТО на Звенигородской». Слов нет – хорошее издание, и представленные в нём литературные объединения все достойны и заслуживают уважения: «лейкинцы» Вячеслава Абрамовича Лейкина, «Молодой Петербург» Алексея Дмитриевича Ахматова, лито Галины Сергеевны Гампер, университет Александра Семёновича Кушнера, Мастерская Юрия Шестакова, лито «ПИИТЕР».
– А что ж про «Лиру» ничего не написали? — спросил я у Алексея Дмитриевича Ахматова, — тоже ведь старейшее лито, его ещё Татьяна Гнедич создавала…
— А оно разве существует?..
Словом, стало немного досадно и обидно. Ведь старейшее объединение в стране, основано в 1963-64 годах в городе муз Пушкине. То есть полвека назад!
— Так ты напиши о нём в «Молодой Петербург».
Вернувшись из сталинских лагерей, где Татьяна Григорьевна Гнедич отсидела от звонка до звонка все десять лет и, помаявшись по чужим углам, оказалась она, наконец, в Царском Селе в коммуналке на Московской улице. В 1956 году ее полностью реабилитировали. Не время и не место здесь рассказывать о горькой судьбе поэта и переводчика, написано об этом немало, автор этих строк тоже в этом поучаствовал. А вот забывать её «детище» не дадим. И не даём, хотя давно уже нет на свете основателя «Лиры». Но живы её ученики: Виктор Ширали, Юрий Алексеев, Борис Куприянов, Виктор Пакканен, Эрнст Трускинов, Алексей Шевченко, Александр Логинов. Учеником Татьяны Григорьевны считал себя знаменитый поэт, переводчик Владимир Васильев и поэт Виктор Кривулин.
В разное время участниками лито были: А. Алексеев, Ж. Бескина, М. Вершвовский, О. Григорьев, К. Егоров, П. Егоров, Е. Зарецкий, А. Зелцер, В. Замукалов, М. Котляр (Гурьянова), Е. Лыжина, В. Никифоров, О. Охапкин, Ю. Самсонов, А. Сулоев, Г. Схиртладзе, А. Ушаков, И. Фролов.
Бывший «литовец» Пушкинского объединения В.М. Зумакулов вспоминает: «Собирались мы в помещении редакции газеты «Вперёд», а иногда в служебном помещении Екатерининского дворца или в Доме культуры. Занятия, как правило, проходили два раза в месяц. На первых занятиях Татьяна Григорьевна назначала на слушание одного из «литовцев». Автор загодя передавал ей стихи, а она сама их распечатывала на тонкой папиросной бумаге, чтобы было больше копий, и давала экземпляры текста рецензентам из числа участников лито. Высказывались не только назначенные рецензенты, но и все желающие, а в конце сама Татьяна Григорьевна подводила итог. Распечатанный в нескольких экземплярах отчёт о прошедшем заседании, написанный подробно и остроумно, она приносила уже в следующий раз и передавала его автору стихов».
Впоследствии порядок занятий стал более свободным, Гнедич стала приглашать поэтов со стороны, просто интересных людей. Сейчас бы сказали: был «открытый микрофон», много читалось стихов по кругу гостями и «литовцами», иногда свои стихи читала сама Татьяна Григорьевна. Расходились неохотно, но потом все вместе шли её провожать до дома, а бывало, ещё гуляли по ночному Пушкину.
Читая эти воспоминания, ловлю себя на мысли, что и через пятьдесят лет в регламенте подготовки и проведения занятий в «Лире» ничего не изменилось, что разве пишущую машинку сменил компьютер и произведения «назначенного автора» заранее посылаются «литовцам» по электронной почте. А отчёты публикуются на сайте Дома писателя.
В разные годы объединением руководили Ирэна Сергеева, затем недавно ушедший от нас Анатолий Иванен… Трагически погиб вместе с женой поэтессой Тамарой Никитиной его следующий руководитель, поэт Юрий Иванович Логинов… Далее несколько занятий проводила Антонина Каримова, которая и перенаправила небольшой круг «лировцев» в Павловск. Поддерживал этот замечательный проект уже покойный писатель и журналист, редактор «Царскосельской газеты», наследницы газеты «Вперёд», при которой существовало лито, Александр Матвеевич Нестеренко…
Творческое объединение «Царскосельская лира» продолжает свою деятельность и сегодня. По выходным дням мы собираемся в Павловской городской библиотеке или в Пушкинском Доме молодёжи «Царскосельский». А в сентябре прошлого года нашли постоянный приют в Доме писателя на Звенигородской, где проводим свои заседания по четвергам. Конечно, среди членов объединения есть молодые поэты и прозаики, но наши встречи охотно посещают и литераторы среднего и старшего поколения. Часто заглядывают к нам и профессиональные мастера пера, давно уже ставшие известными в России. Их авторские программы – своего рода учебные семинары, оказывающие неоценимую помощь молодым и начинающим. Ведь в нашем районе живут и работают литературные мастера слова: поэты Вячеслав Лейкин, Нина Савушкина, Виктор Павлов, Андрей Петухов, Владимир Беляев, Сергей Зайцев, прозаики Александр Ласкин, Юрий Манухин, Андрей Арьев, Юлия Вертела, Антонина Каримова, Юлия Чернова, Николай Медведев, Нина Жутовская, Владимир Ершов и другие.

А теперь о журнале «Царскосельская лира».

3. ОСНОВАН В ПУШКИНСКУЮ ЭПОХУ…

В 2006 году мы затеяли необычное издание. Решили возродить альманах «Царское село», основанный в 1830 году комендантом Царского Села, писателем Коншиным и бароном Розеном. Сам Пушкин дал тогда для альманаха свои стихи. Но дальше первого номера дело, к сожалению, не пошло, хотя издатели и пытались. Увы, качественной литературы тогда было слишком мало, всё лучшее сосредоточилось вокруг другого барона – Антона Дельвига и его друга Александра Пушкина в альманахе «Северные Цветы».
И всё же мы можем утверждать, что наш журнал основан в 1830 году, а в 2006-м – лишь возобновлён. И хотя финансовые проблемы журнала ещё весьма далеки от своего решения, мы гордимся, что в ближайшие дни выйдет уже двадцать первая книжка журнала. В разные годы он имел разные названия: «Царское Село», «Петербург», «Царскосельская лира». Под этим последним названием журнал официально зарегистрирован федеральной службой по надзору за СМИ.
Почему так подробно о журнале? Да ведь он и стал серьёзным условием дальнейшего существования лито. Именно вокруг него объединилась царскосельская писательская братия, что дало возможность продолжить жизнь объединения. С первого номера его поддержали профессионалы, живущие и работающие в Пушкине. Это и Вячеслав Лейкин, наш постоянный автор и большой друг журнала, его ученица, поэт Нина Савушкина, переводчик и поэт, к сожалению, недавно ушедший, Владимир Васильев, писатель Александр Ласкин, поэт Нора Яворская. До последнего дня своей жизни сотрудничал с нами Анатолий Иванен. Среди авторов журнала поэты-царскосёлы Владимир Беляев, Виктор Павлов, Сергей Зайцев, Михаил Прокопцев, Екатерина Файн, прозаики Игорь Смирнов, Тамара Панкова, Анатолий Варфоломеев, Наталья Горскова, Николай Якимчук, старые «лировцы» Виктор Кудрявцев, Андрей Петухов, Антонина Каримова. Она же – бессменный соредактор и создатель «Царскосельской лиры».
И не только они. Среди добрых друзей журнала, постоянно сотрудничавших с ним, были Илья Олегович и Элла Ефремовна Фоняковы. Они не только с журналом сотрудничали, они постоянно участвовали в заседаниях лито, литературных встречах и презентациях. Более того, однажды Илья Олегович организовал презентацию журнала в Российской национальной библиотеке. Со дня основания в журнале была и остается постоянная «именная» рубрика «Поэтический глобус Ильи Фонякова».
Те же тёплые слова признательности за вклад в работу журнала и лито я могу адресовать поэтам Алексею Ахматову, Евгению Каминскому, Елене Жабинковской, Екатерине Кульбуш, Борису Орлову, Владимиру Шемшученко, Галине Дюмонд и многим другим, просто всех и не перечислить… Не говоря уже об авторах, публиковавшихся в «Царскосельской лире»: Галине Усовой, Анатолии Стерликове, Владимире Кудрявцеве, Светлане Филиппово, Вадиме Пугаче.
За создание журнала в 2007 году на фестивале «Царскосельская осень» журнал был удостоен специального диплома Царскосельской художественной премии.
Отрадно, что появление нового издания заметили наши коллеги ещё в январском номере «Невы» в 2007 г. Тогда ещё заместитель, а ныне главный редактор журнала Наталья Анатольевна Гранцева писала о нас: «… мы хотим обратить внимание читателя на то, что в нашем общем литературном пространстве появился молодой… журнал, который позиционирует себя как журнал российской словесности и общественной мысли… И хотя тираж его пока невелик (500 экземпляров), сеть распространения ограничена, периодичность выхода – 4 раза в год, порадуемся за него!»
Дважды выступил в поддержку журнала в газете «Санкт-Петербургские ведомости» наш друг, поэт Илья Олегович Фоняков: «Царское Село» — журнал молодой, год рождения 2006-й… Конечно, и он по составу неровен. Но несколькими незаурядными публикациями успел отметиться».
Это правда. Так, опубликованная уже в первом номере журнала повесть Антонины Каримовой «Жила-была девочка» в литературном конкурсе имени Н. В. Гоголя «Невский проспект» в номинации «Старосветские помещики» получила диплом первой степени.
Неоднократно писали о нас и местные, и районные газеты. Такая поддержка опытных издателей и маститых литераторов на начальном этапе дорогого стоит, вселяет уверенность. Спасибо всем, кто нас заметил и поддержал. Процесс формирования журнала весьма длителен, но мы видим свое детище толерантным, интеллигентным, соответствующим духу сохранения традиций русской словесности, с одной стороны, и поиска новаторства, с другой. Само название журнала обязывает ко многому: город Пушкин называют во всей России «городом Муз», настоящей литературной меккой. А в 2010 году Царское Село праздновало свое 300-летие, и журнал, несомненно, внёс свой вклад в подготовку и проведение юбилея. Наконец, сегодня в городе живёт и работает немало истинных мастеров слова: поэтов, прозаиков, переводчиков, литературных критиков и публицистов, достойно продолжающих традиции российской словесности и способных создать литературно-художественное периодическое издание высокого профессионального и художественного уровня.
Вместе с тем, журнал «Царскосельская лира» — отнюдь не «местечковое» явление. Во всяком случае, хотелось бы верить, что издание будет играть значимую роль в духовной жизни нашего региона, а может быть, и России. Ведь потенциал есть и он огромен, а рукописи к нам приходят изо всех уголков мира.
Ох, и неблагодарная эта работа: в коротком информационном материале назвать имена наших значимых авторов, сотрудничеством с которыми мы гордимся. Их простое перечисление ничего не даст большинству читателей, а проиллюстрировать их нет никакой возможности.
И всё-таки попытаемся. Начнём с поэтов. Двадцать лет заочно знали и любили поэта Анатолия Иванена, а встретили наконец ни где-нибудь, а в Пушкине! И нет ничего удивительного в том, что первый же номер журнала открыли подборкой его стихов.
То же самое с Алексеем Ахматовым. Впервые его сборники стихов я увидел в «Книжной лавке писателя» на Невском. Потом он приехал в Пушкин, читал стихи. Тогда наш журнал был лишь в проекте, но я попросил Ахматова прислать что-нибудь новенькое. Он откликнулся и открыл наш первый номер вместе с Анатолием Иваненом. Илья Олегович Фоняков, сравнив с более ранними стихами то, что напечатано в первом и в третьем номерах, сказал о поэте: «Похоже, теперь к нему приходит зрелость».
Много удивительных поэтов увидели свои стихи на страницах журнала за время его существования: Вячеслав Лейкин, Василий Русаков, Илья Фоняков, Владимир Васильев, Николай Рачков, Борис Орлов, Михаил Прокопцев… Да разве всех перечислишь?
О женской поэзии, опубликованной в «Царскосельской лире». Как-то незадолго до своей смерти, давая интервью, Виктор Петрович Астафьев обмолвился, что в тяжёлые для страны годы женщины спасают даже поэзию: «Сейчас женщины пишут гораздо лучше, чем мужики», — говорил Астафьев. Достаточно перечислить имена: Елена Жабинковская, Нина Савушкина, Людмила Аникеева, Екатерина Кульбуш, Валерия Морозова, Нора Яворская, Галина Дюмонд, Юлия Жданова… Все они публикуются в нашем журнале.
В последние годы в число постоянных авторов влились наши поэты и прозаики – павловчане и пушкинцы Владимир Беляев, Ольга Усачёва, Юлия Чернова, Юрий Манухин, Наталья Лунёва, Александр Логинов, Наталья Францкевич, Галина Смачкова… И это не может не радовать.
Вообще-то первый номер дал старт многим проектам. Полюбилась читателям постоянная рубрика «Охранная грамота», или рукописный отдел «ЦС». Своим содержанием, конечно, и кругом постоянных авторов, собравшихся вокруг раздела: Александр Ласкин, Герман Алексеев, Владимир Кудрявцев, Анатолий Стерликов, Наталья Горскова, Виталий Васильев, Николай Якимчук…
Один из номеров журнала мы посвятили рассказу о творческом объединении, лито «Лира» организованном Татьяной Гнедич, а два следующих номера журнала — 100-летию со дня рождения самой Татьяны Григорьевны.
Малая проза в журнале представлена рассказами Николая Бельтенева, Анатолия Варфоломеева, Виктора Павлова, выступившего также с большой подборкой стихов вместе с секретарём Санкт-Петербургского отделения СП России, поэтом Борисом Орловым. У нас часто так случается, что поэты оказываются и интересными рассказчиками, как Лена Жабинковская, Екатерина Кульбуш, как поэт, прозаик и драматург Виктор Кудрявцев с его повестью-сагой «Сепаратист Кусакин» и пьесой «Дора, Дора, помидора», Тамара Панкова с романом «Роковое ожерелье», Александр Ласкин с повестью «Два портрета», Юлия Чернова с «Амазонкой». Философ и прозаик Евгений Елизаров опубликовал в журнале «Философию кошки», Виктор Лобачёв — эссе о судьбах художников и писателей, связанных с астральными звездными путями. Упомяну мастеров крупной прозы. Очень важно подчеркнуть, что «Царскосельская лира» постоянно работает с литературными сообществами Ленинградской области. Среди наших постоянных авторов поэты и прозаики Лито «Сланцы», «Меридиан» (Гатчина), «Невские берега» (Кировск), «Долина» (Вырица) и многие другие.
Журнал официально зарегистрирован Федеральной службой по надзору за СМИ. К сожалению, финансовое положение издания очень тяжелое. Но мы надеемся, что его жизнь продолжится.

4. НО, УВЫ!

Хотелось бы закончить материал на этой оптимистической ноте. Но, увы! Если в прошлом году нам удалось выпустить шесть номеров журнала, то в текущем – только один. Почему? Причину следует искать в экономике. В прошлые годы нам всё-таки помогали. Муниципальный совет города Пушкина, бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Киселёв, предприниматель и депутат Муниципального совета Павловска Валерий Багрянцев. Валерий Викторович и сейчас старается нам помочь: как член Совета по малому предпринимательству района, собрал все наши журналы и отнёс в Совет, выступил там, призвав коллег помочь землякам-литераторам. Его выступление, говорят, поддержал и новый глава района, но пока мы не получили никакого ответа.
И не остаётся ничего другого, как вновь обратиться к главам администраций Пушкина и Павловска и к представителям бизнеса в районе с просьбой о поддержке. Жаль, если журнал, давно уже востребованный нашими читателями, прикажет долго жить. Играя существенную роль в духовной жизни павловчан и царскосёлов, журнал «Царскосельская лира» улучшал нравственную и эстетическую атмосферу в районе. Мы и так уже терпим немалые потери: в прошлом году в Павловске закрылся единственный в городе книжный магазин, прекратила свою деятельность Арт-галерея… Литературные объединения, существующие на общественных началах и бескорыстии, вряд ли смогут противостоять бездуховности, если им не помогать. Новелла Матвеева как-то обронила удивительную фразу: «Мне выпала нескромность родиться в Царском Селе». Литературные традиции нам завещаны великими творцами русской литературы, и мы обязаны беречь и умножать их.

Гумер КАРИМОВ, руководитель творческого объединения «Царскосельская лира», главный редактор одноимённого журнала, член Союза российских писателей