Моисеева Ирина Сергеевна

000Поэт, прозаик
День рождения: 23.04.1954
Место рождения: Ленинград

Отец – Сергей Платонович Моисеев, русский, участник Великой Отечественной войны, служил на Ленинградском фронте с 1941 года до окончания войны в морской пехоте, затем – слесарь на заводе «Большевик».

Мать, Зинаида Петровна Моисеева, урожд. Фадеева, русская, участница Великой Отечественной войны, картограф. Ее семья оставалась в Ленинграде весь период Блокады. Об этом времени М. написала повесть «Блокадные осколки».

Родилась и живёт в Невском районе Ленинграда-Петербурга.

В детстве, еще до школы, начала сочинять стихи.

В 1971 году поступила, а в 1973 году окончила заочное отделение библиотечного техникума. В 1974 году окончила ТУ №2. Дважды поступала в ЛГУ – на филфак и на факультет журналистики, и оба раза бросала вуз, ибо важны для М. были прежде всего сами стихи, а не их наукоподобная (филология) или социологическая (журналистика) интерпретация. В итоге, в 1980 году М. поступила на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького, который и окончила в 1986 году.

С 1971 года работала в библиотеке средней школы, архиве проектного института, в Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, научной медицинской библиотеке, Лениградском отделении Литературного фонда СССР, Всесоюзном Агентстве по охране авторских прав, Высшей партийной школе, журнале «Аврора», преподавателем в ПТУ. В настоящее время работает старшим преподавателем кафедры культурологи и русского языка в Северо-западной академии государственной службы.

Первая публикация в газете «Социалистическая Якутия» (1980), переводы с якутского языка.

Посещала ленинградские литературные объединения, которые вели Ю.И. Логинов, Н.В. Королева, А.С. Кушнер, Д.Г. Толстоба.

Стихи М. переводились на эстонский язык.

Член Союза Писателей СССР с 1989 года.

«Спокойно – широко/И коротко – украдкой/Стихи писать легко,/И радостно, и сладко», – так заявляла о себе М., дебютируя на страницах журнала «Аврора» в 1982 году. В то беззаботное время эти строки, казалось, написаны поэтессой из прихоти.

Как будто вторя этим словам, Александр Кушнер в рецензии на стихи М. писал: «В стихах Ирины Моисеевой есть лирическое дыхание, легкое дыхание, как сказал бы Бунин».

Но далее Кушнер, тонкий лирик и вдумчивый аналитик, добавлял: «Между тем жизнь, которой живет героиня этих стихов, вовсе не легкая, не облегченная: она наполнена повседневными заботами, трудом, памятью о ближних, зависящих от нашей добросовестности. Вот почему и любовь в этих стихах – событие, которое не принимается на веру, а скорее проверяется испытанием на прочность и подлинность – и отвергается, если не выдерживает испытания правдой» (Кушнер А).

После раскола в ленинградском отделении Союза писателей, начавшегося с банальной фальсификации голосов при выборах в Правление, М. оказывается в СПб отделении Союза писателей России.

«Вскоре после хмельной Беловежской пущи, в захолустном Волхове Моисеева издает первую маленькую книжку «Стихи», как во время Гражданской войны – на плохой газетной бумаге, тиражом в пятьсот экземпляров. Славы не получилось», – напишет критик Михаил Коносов. А в задыхающихся строках «Мы загнаны в угол./ И теперь уже даже не важно кем» («Мы загнаны в угол…»), – «легкое дыхание» распознать уже весьма затруднительно.
Не всегда и во всем согласный с А.С. Кушнером, критик Виктор Топоров «в случае Моисеевой» окажется солидарен с главой поэтической школы культурной столицы: «Стихи талантливы – и там, где они полемически заострены, и там, где иронически беспощадны, и там, где лирически взволнованны и приподняты. И, понятно, мои разногласия с поэтессой по многим мотивам не мешают мне высоко ценить ее лирику, в том числе и гражданскую».

Стихи М. Топоров включит в антологию «Поздние петербуржцы», где она на равных правах соседствует с такими признанными мэтрами, как Глеб Горбовский или Виктор Соснора.

Приутихают страсти «славных девяностых», приходит время подводить промежуточные итоги.

«Есть мастера поэзии, но есть еще магия поэзии, которую не подделать, которая не каждому мастеру и доступна. Такая магия для меня в стихах Ирины Моисеевой. От прелестной иронической грации, а то и игривости ее юных стихов до сарказма и трагической ноты этой книги. И название книги такое парадоксальное, блистательно точное: про свои кровные стихи – «Чужие стихи», – напишет критик Анатолий Пикач в предисловии ко второй книге поэтессы «Чужие стихи».

«…есть высокая мера требовательности к себе и миропорядку. Именно она присуща стихам Ирины Моисеевой и призывает нас к сочувствию. Не в том распространённом смысле, когда сочувствие воспринимается как способность пожалеть несчастного, а в том, опять-таки высоком смысле, когда поэт поднимает нас до себя, заставляя чувствовать так же и то же, что и он. Иначе, может быть, не стоило выходить к читателю, поскольку вроде бы, – «Немыслимо её спасать./Разлад. Распад. Ничто не свято./И горький стыд. И сладкий смрад…» А всё-таки брезжит впереди, пусть слабая, надежда: «Но брат повсюду ищет брата» (Комаров А.), – вот еще одно суждение о поэзии М.
Удивительно, но как бы избыв «хрипы» и «свисты», М. вновь обретает изначальное «легкое дыхание», не менее легкое, чем прежде, но несравнимо более глубокое: «Не только я пишу стихи,/Не только ты, любовь моя./И широки и далеки/Родной поэзии края./Там все легко, там все легки,/Дожди звенят, и льется свет./Там нет непрошеной строки./Там живы все. Там мертвых нет». («Чужие стихи»)

О. Д. Иванов-Петренко

Библиография:

Соч.: Книга стихотворений. Волхов, 1992; Чужие стихи: 1993–2003.СПб., 2003.

Альманахи, антологии, колл. сборники:
Первая встреча, Л., 1980;
Молодой Ленинград, Л., 1981 и1983;
Молодые поэты Ленинграда, М., 1984;
День поэзии, Л., 1985;
Невские просторы, Л., 1986;
Дебют, Л.,1987;
Вечерний альбом М., 1990;
Поздние петербуржцы, СПб., 1995;
Антология поэзии. ХХ век, М., 1999;
Рыбацкая слобода. СПб, 2005, № 4;
В 1997 году в №8-9 (сдвоенном) журнала «Аврора» была напечатана «Повесть о коммунизме и любви» М.. Денег выкупить тираж у редакции не оказалось – и весь он был уничтожен в типографии. Это был последний номер литературно-художественного журнала «Аврора». Сигнальный экземпляр сохранился у автора.

Лит.: Кушнер А. Врезка // Смена. 20.01. 1984;
Топоров В. Предисловие // Поздние петербуржцы, с. 183;
Коносов М. «Эта жизнь перемешана с той…»// Литературный Петербург 2001, № 6;
Пикач А. // Предисловие к сб. М. Чужие стихи;
Комаров А. «Слово правды невнятно для слуха» // Литературный Петербург, 2003 № 48.