Родился третьего мая 1953 года в гор. Таллинне Эстонской ССР. В 1959 году семья переехала в гор. Кохтла-Ярве. Отец – шахтер. Мать – работник пищевой промышленности. В школе увлекался биологией, занимался в драматической студии. Первое увлечение оказалось сильнее. В 1970 году после окончания школы поступил на дневное отделение биолого-почвенного факультета ЛГУ им. Жданова. Окончил университет в 1976 году. Писать начал через год — короткие рассказы и одноактные пьесы из городской жизни. В 1978 году поступил на заочное отделение Литературного института им.Горького. В 1980 году принимал участие в семинаре молодых писателей Северо-Запада. Институт окончил в 1985 году. В дипломную работу вошла повесть «Белые горы над синей водой», рассказ «Конец навигации» и драма «Тандем». Повесть и рассказ были позже опубликованы в журнале «Постскриптум». Драма «Тандем» вошла в сборник петербургских драматургов «Гармония в теплых тонах», изданный в 2013 году.
В период учебы и после окончания института работал на студии «Леннаучфильм» на ассистентских должностях. Иногда принимал участие в написании сценариев. Был корреспондентом заводского радио, матросом на буксире, учетчиком на лесозаготовках, строительным рабочим, автором синхронных текстов в дубляжной группе «Ленфильма», рекламистом, делал сюжеты для ТВ и прочее. Писал мало, по настроению, от случая к случаю.
Систематическая литературная работа началась осенью 1995 года со знакомства с главным редактором издательства «Азбука» Вадимом Назаровым. Так, по договору, был написан первый роман «Пришелец» — авторская вариация на тему посланца из иного, метафизического, мира.
Осенью 1995 г. написал драму «Римляне», где прототипом главного героя стал писатель Юрий Григорьевич Слепухин, с которым автор тогда был знаком уже лет пятнадцать. Распад СССР как крах империи; «лихие 90-е» в персоне «цеховика» еще советского периода; его двадцатилетний сын — по пьесе пасынок главного героя – принявший «новый расклад» как норму жизни. Драма вышла в №2 журнала «Постскриптум» за 1998 год.
Вслед за пьесой был новый договор с «Азбукой». Роман из современной жизни «Магдалина». Студенческая юность, академическая карьера, любовь, становление, личные драмы и трагедии – все тесно переплетается в ходе четверть-векового – 1970 – 1995 гг. – хронологического периода действия романа.
В этом же Времени; «Время» как главный герой – и «Месте» — Ленинград-Петербург, точнее, район Покровской площади, бывшая Коломна и Пряжка – река-психбольница – существуют и персонажи романа «Семейный альбом», напечатанного в №3 журнала «Постскриптум» за 1998 год. О публикации весьма лестно отозвался критик Виктор Топоров. «Семейный альбом» — это действительно роман: судьбы героев то сплетаются в узлы, то развиваются параллельно; предмет художественного исследования — жизнь компании, круга или «семьи» (в широком, но, естественно, не мафиозном смысле) на протяжении нескольких десятилетий, причем каждая сюжетная линия внятно завершается — точкой пули или роковой болезни; восклицательным знаком самоубийственного отчаяния, вопросительным — тотальной растерянности, или опрокинутой на бок восьмеркой безумия».
После «Магдалины» по заказу «Азбуки» был написан роман-фэнтези «Владигор – князь-призрак». Обе книги увидели свет в 1999 году.
Работая над заказными текстами, автор не оставлял своей главной темы: «герой времени» или «современность в жизнеописаниях». За «Семейным альбомом» последовал трагифарс «Ликвидаторы» — любовный треугольник, заполонивший всю жизнь персонажей; последняя встреча, где все трое через страдание приходят к высшему просветлению, открывающему перед ними трагические глубины мироздания. Они манят как пение сирен, и герои уходят в небытие, не в силах противиться этому зову. Пьеса вышла в №12 журнала «Звезда» за 2001 год.
В том же 2001-м году в тридцать первом выпуске альманаха «Urbi» были изданы еще две пьесы А. Волкова: «Человек войны» и «Гражданин мира», составившие сборник под общим названием «Национальное достояние». Другие сюжеты, персонажи, но вопросы, в сущности, те же: кто мы? Жертвы обстоятельств, чья личная свобода и выбор пути – не более чем эффектная декларация или люди, готовые ответить жизнью за трудные, неоднозначные решения и поступки.
Об этом и роман «Арт-полигон», где осмысление жизни, точнее, само ее проживание обретает вид «программы максимум», стремления к пределу во всех воплощениях человеческих страстей: кинохронограф, любовь, рулетка, живопись, тюрьма; герои строят жизнь по своим законам, и она обращается в полигон, стрельбище, где каждый качает свой «маятник».
Роман вышел в 2004 году в издательстве «Амфора». Там же через год был издан роман «Зорро», написанный по заказу и представляющий авторскую версию подвигов легендарного героя. Изящная стилизация под классический роман «плаща и шпаги» — так было написано в аннотации на обложке.
На этом договоры кончились, но работа продолжалась. Отрывки, эпизоды. Из них в итоге сложился роман «Семинар», посвященный университетскому биологическому курсу, законченному автором в 1976 году. Издательства это сочинение не привлекло; своих средств для полиграфического воплощения у автора не нашлось. Есть, конечно, интернет, но с ним у А.Волкова случился ряд курьезов. Связано это с фамилией, точнее, с двойным ее совпадением с именем автора «Волшебника Изумрудного города» и других замечательных книг. Первый вышел с аудиоверсией романа «Магдалина», где в сноске «об авторе» сказано, что им является Волков Александр МЕЛЕНТЬЕВИЧ 1916 года рождения, почивший в 1977 году, т.е. лет за двадцать до окончания хронологических рамок озвученного текста. В 2013 году на «ОЗОНе» была выставлена отдельной «Книгой по требованию» драма «Римляне», где до последней запятой воспроизведен текст, напечатанный в №2 «Постскриптума» за 1998 год. После подобных казусов вывешивание нигде не изданных сочинений представлялось автору как минимум оплошностью.
Примерно в тот же период создавался роман «Маргинал» — очередная версия «героя времени», волею обстоятельств проживающего, как ему кажется, не свою, а чью-то чужую, не ему отпущенную, жизнь. Монолог от первого лица почти на тридцать печатных листов. Были две попытки издания: первая в «Амфоре», с подписанием договора и небольшим авансом – работа не была не доведена до конца; и вторая — на грант, выделенный Комитетом по печати СПБ для книг членов Союза российских писателей, куда А.Волков был принят в 1999 году. Все формальности, включая две положительные рецензии, были исполнены, но отборочная комиссия по не вполне понятным причинам отклонила текст.
А.Волков не оставляет и драматический жанр. В 2010 году написана комедия «Естественные спутники Земли», прозвучавшая как радиоспектакль на «Радио России» в мае 2011 года. В следующем, 2012 году, написана драма «Аисты» о русской семье, волею судеб раскиданной по миру: Эстония, США, Санкт-Петербург. Через год, в 2013, фарс «Бражники», где судьбы героев, их внутренний надлом, так или иначе переплетены с кризисом академической науки. В 2014 году написан фарс «Лифт на небеса»: питерская коммуналка, риэлтер и нувориш с попыткой воспроизвести в формате déjà vu одно из счастливейших мгновений юности. Опыт обречен в согласии с библейской мудростью: в одну реку нельзя войти дважды.
В настоящее время автор воплощает свои драматические опыты в формате «Театр драматурга». Небольшая, включая автора, группа исполнителей читает пьесу по ролям, рассчитывая, что зрители-слушатели на основании ремарок воссоздадут ее антураж в своем воображении. Группа в «Контакте» так и именуется «Театр драматурга» — https://vk.com/club86550073.
C 1985 года член Союза журналистов СПБ
С 1999 года член Союза российских писателей
Соч.: «Белые горы над синей водой», повесть // «Постскриптум», №3, 1996; «Пришелец», роман // «Азбука», СПБ, 1997; «Конец навигации», рассказ // «Постскриптум», №3, 1997; «Римляне», драма // «Постскриптум», №2, 1998; «Семейный альбом», роман // «Постскриптум», №3, 1998; «Владигор – князь-призрак», роман // «Азбука», СПБ, 1999; «Магдалина», роман // «Терра», М., 1999; «Национальное достояние», драмы // «Urbi», литературный альманах, выпуск тридцать первый, «Тимошка», СПБ, 2001; «Ликвидаторы», драма // «Звезда», №12, 2001; «Арт-полигон», роман // «Амфора», СПБ, 2004; «Зорро», роман // «Амфора», СПБ, 2005; «Тандем», драма // сб. пьес петербургских авторов «Гармония в теплых тонах», «Гангут», СПБ, 2014.
Е.А.Гольдберг