Информация на сайте Дома писателя: https://dompisatel.ru/?tag=rodnaia_ladoga
Контактный телефон редакции
8(911) 836-00-06
8(921) 311-31-87 (В.В. Ефимовская)
Почтовый адрес редакции (для рукописей и писем):
196244 п/я № 8. Ефимовской В.В.
e-mail: tradicia-mag@mail.ru
Санкт-петербургский литературно-художественный и культурно-просветительский журнал “Родная Ладога” зарегистирирован в начале 2007 года. Главный редактор – секретарь Союза писателей России, член Императорского Православного Палестинского общества, член Высшего творческого Совета Союзного государства (Россия, Белоруссия ) Андрей Ребров, зам гл. редактора – член Союза писателей России, поэт, литературный критик Валентина Ефимовская, ответственный секретарь – член Союза писателей России, поэт Владимир Марухин. Сегодня, подводя литературные итоги десятилетия, мы в полной мере можем говорить о достижениях нашего издания, являющегося необходимым звеном в отечественной культурной политике в связи с новыми государственными ценностными ориентирами, направленными на укрепление духовного-нравственного потенциала народа России. Наш журнал предполагает принять активное участие в процессе культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения во имя формирования могучего, сплоченного российского общества, так как мы считаем, что сегодня общенациональное возрождение, заключающееся в возвращении страны на путь ее естественного, закономерного, самобытного развития, к богатейшим отечественным культурно-историческим традициям, может рассматриваться, как оборонный фактор государства.
Название для журнала имеет такое же значение, как имя для человека. По мнению выдающегося русского философа А. Лосева — имя есть «тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность». Безусловно, имя нашего журнала может только объявить, но не объять духовную сущность, истинные размеры которой, конечно же, гораздо больше территории Северо-Западного края и глубины Ладожского озера. По нашему мнению, эти размеры верно определил повидавший мир выдающийся русский писатель Иван Гончаров, однажды воскликнувший: «Свет мал, а Россия велика!». Название нашего журнала не определяется территориальной ограниченностью, но, соответствуя установке на традиционные литературные жанры и формы, имеет известную глубину и в географическом, и в историческом, и в этимологическом значениях.
Известно, что именно на берегах Ладоги впервые прозвучало слово «русский». Нам привычно значение этого слова от корня «рус», что значит светловолосый, русоволосый. Но родственный общеславянский корень «ruds» имеет еще значение рыжий, а точнее бурый. Песчано-илистое дно Ладожского озера является причиной того, что его воды не прозрачны, а имеют желто-бурый оттенок. Так не от цвета ли вод этого великого озера, что финны еще называли «Морем русских», произошло имя великого народа, древнейшие предки которого поселились на каменистых берегах пять-шесть тысяч лет назад, когда еще и в помине не было ни реки Невы, ни Свири. Невская история — особая история жизни Ладожского озера, которое само когда-то носило имя Нево, что в переводе с древних языков означает море. И само это озеро-море по своему исконному предопределению, несло в себе бремя будущей жизни, возникшей в те времена, когда уже существовали египетские пирамиды, и получившей по рождению имя Нева.
На берегах Ладожского озера, где Богом созданы природные условия для монашеской жизни, где по преданию в древние времена Апостол Андрей Первозванный разрушил языческие капища и воздвиг христианский каменный крест, где монашеский подвиг может проявиться во всей полноте, образовалась Северная Фиваида. Несколько древних великих монастырей—Валаамский Cвято- Преображенский, Александро-Свирский, Коневецкий по сей день оберегают славу Божьего мира.
Ладога испокон веков своей природной мощью, своей победной историей, давала пример величия, постоянства, целостности, державности. Кажется, только вблизи такого источника жизни и могло зародиться и выжить государство с первой своей столицей, основанной 1250 лет назад — Старой Ладогой. Старая Ладога — один из десяти древнейших русских городов, долгое время — самый северный портовый город России, «окно в Европу» за 900 лет до Петра I. Давшая жизнь Неве, а значит, и Санкт-Петербургу — столице на беспокойных западных рубежах, Ладога может считаться и прародительницей русского флота, и культуры, и литературы в новой истории России. Не потому ли Ладога спасала свое детище в дни смертельных испытаний Ленинградской блокады вместе со всем героическим народом, проложившим по ее льду, действительно, Дорогу жизни.
В сложной, подобной физической, системе с распределенными параметрами, имеющей бесконечное число степеней свободы, называющейся — бытие, — литературное творчество является своеобразной огибающей или, точнее, несущей образ этого бытия во времени. С категорией времени человек на протяжении всей своей жизни находится в сложных противоречивых отношениях: то он хочет его ускорить, заглянуть в будущее, то повернуть вспять, то остановить мгновение. И во всех этих желаниях ему помогает литература. Каждого из нас волнует, какой образ нашего, во всех его противоречиях, времени, нашей революционной эпохи останется в вечности? И останется ли вообще, когда, кажется, зримо произошел категорический разрыв с литературной традицией предшествующих поколений, и истинный образ бытия приобретает сугубо субъективное выражение, тонет в многообразии точек зрения.
Однако, по законам философии не неразличимость, а именно многоразличие является условием целостности, которую многообразно отражают современные русские писатели. Но это лишь внутреннее содержание литературной жизни, которая невозможна без внешних проявлений, то есть без видимой формы, одним из образов которой сегодня является литературный журнал, объединяющий многих писателей-единомышленников. Такая форма объединения, существовавшая и в прежние времена, прошла проверку временем и необходима сегодня, когда требуется творческое объединение писателей, поддерживающих традиционные исконно-русские исторически-общероссийские ценности, сущность которых испокон веков определялась такими вечностными категориями, как вера, душа, честь, совесть, свобода, любовь. Это не отвлеченные, не сами по себе существующие понятия. Они всегда имели и имеют по сей день своих носителей и защитников. Этими понятиями определяется жизнедеятельность всех социальных систем, всех областей общественной жизни — политики и экономики, армии, внутренних и внешних систем государственной безопасности, права и педагогики, философии и науки. Наш журнал, издающийся в традициях русских толстых литературных журналов, исследует и отражает в художественном творчестве процесс сохранения и развития традиций во всех сферах российской жизни с учетом того, что художественная традиция не есть застывшая форма, что она может обладать множественностью и противоречивостью.
Только традиция может способствовать возрождению основ русской классической литературы, созданию утраченного ныне положительного образа литературного героя, который, исходя из условий жестокой духовной борьбы, может быть сегодня священником или воином, в их примерном каждодневном героическом служении. Возвращение к традиции способствует укреплению русской армии и флота, укреплению многонационального и многоконфессионального единства России, имеющего богатую историю. В современный политический период в многонациональной России вопрос о культуре межнациональных отношений, т.е. национальный вопрос, стоит особенно остро, так как на сегодняшний день официально не сформулирована общероссийская Национальная идея, в которой критерии национальных отношений должны быть прописаны особо. Поэтому мы исходим из многовековой исторической традиции межнационального и межконфессионального общения жителей России. Эта традиция получила проверку и дополнение в годы Великой отечественной войны, когда понятие «дружба народов» было искуплено кровью лучших сынов всех национальностей СССР и превратилось в величайшую ценность. Патриотизм всего народа единой страны стал главным фактором Победы. Об этом примере стоит помнить и сегодня, задумываясь о будущем, мы вглядываться в прошлое, которое есть кладезь примеров высоких духовных начал, бессмертным хранителем которых выступает из века век Русская Православная Церковь.
История и современность русского народа неделима ни по национальностям, ни по социальным формациям, ни на “красных” и “белых”, — она едина и непрерывна, как непрерывна ее духовная составляющая – жизнь Русской Православной Церкви. Журнал “Родная Ладога”, надеясь на возможность воцерковления через культуру, особенно молодежи, публикует разнообразные духовно-богословские материалы веря в то, что это поможет и русской научной и творческой интеллигенции подняться хотя бы на одну ступеньку к храму, а в идеале – вернуться в свой родной духовный дом, Русскую Православную Церковь.
Журнал может справиться с поставленными задачами, так как является профессиональным печатным органом, где одним из главных критериев отбора материалов является мастерство. Высокий художественный уровень поэзии и прозы, публицистических и научно-популярных материалов, всегда отличавший русскую культуру, позволяет в полной мере решать поставленные задачи.
При том, что журнал имеет основные, соответствующие его идеологии рубрики, набор всех предполагаемых рубрик в каждом номере не обязятелен. Содержание текущего издания определяется поступающими работами, значимыми современными событиями или юбилейными историческими датами. Такой подход к комплектации материалов делает каждый номер “живым”, актуальным.
Главные разделы литературно-художественного журнала, конечно же, “Поэзия” и “Проза”. В 2009 году на страницах журнала “Родная Ладога” опубликовано более тридцати поэтических подборок поэтов со всей России. Наравне с творчеством известных авторов, считающихся классиками русской современной поэзии, такими как Егор Исаев, Глеб Горбовский, иеромонах Роман, Николай Зиновьев, Борис Орлов, Евгений Юшин, священник Анатолий Трохин, Юрий Шестаков, Валерий Хатюшин, Александр Люлин, Надежда Мирошниченко, Андрей Ребров, представлено творчество менее известных талантливых поэтов, таких как Любовь Берзина, Алина Мальцева, Татьяна Шорохова, Галина Ильина, Елена Шаляпина и др. Но, очевидно, что во всех представленных поэтических материалах, прослеживается любовь к Отечеству, попытка осмысления взаимосвязи времен, стремление проследить преемственность нравственных человеческих ценностей, титаническое усилие, как образно сказал поэт, священник Анатолий Трохин, связать “тысячелетий два материка”.
В 2009 году значительными публикациями в разделе “Проза” мы считаем исторический материал Виктора Лихоносова “Августейший Атаман” из жизни царя-мученика Николая II, исторические рассказы Валерия Ганичева, слово Валентина Распутина “Да славится в нас Воскресение Христово!”, народную прозу Василия Белова, повесть Николая Дорошенко “Ушедшие”, посвященную памятным событиям 1993 года, когда Россия оказалась на грани гражданской войны, автобиографическую, мировоззренческую прозу “Мое поколение” (“Мгновения”) Юрия Бондарева, прозу Анатолия Грешневикова, посвященную русской современной провинции, православные рассказы Николая Коняева и мн. др. Особо следует отметить прозу и публицистику члена редакционного совета журнала — Владимира Крупина, творчество которого украшает почти каждый выпуск издания, в частности материалы “Россию спасет святость”, “Повесть для своих”, “Христос рождается, славите!” и др. В связи с этим следует сказать о всем нашем работоспособном, активном редакционном совете, в состав которого входят известные писатели, такие, как прозаик, историк, председатель СПР Валерий Ганичев, секретарь СПР, поэт Геннадий Иванов, главный редактор газеты “Российский писатель” Николай Дорошенко, прозаик Виктор Лихоносов, председатель псковской писательской организации, прозаик, публицист Игорь Смолькин, петербургский прозаик Николай Коняев и др. В редакционный совет журнала ваходят так же деятели культуры, ученые, известные политики, такие как советник директора ФСО, доктор исторических наук Сергей Девятов, президент фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая, нар. артист России, руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко, нар. артист России Николай Бурляев и др. Особую значимость и ответственность нашему изданию придают члены редакционного совета, имеющие духовный сан: это архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов) и протоиерей Николай Агафонов.
Творчество священников – особые, наполненные светом веры, надеждой на духовное возрождение России, страницы.Запоминаются сердечные, глубоко нравственные рассказы священника Николая Агафонова, поучитиельная, вдохновляющая проза Ярослава Шипова, поэтичные рассказы священника Владимира Чугунова. Наше особое достояние — значимые, духовно-исторические работы богослова, профессора, архиепископа Курганского и Шадринского Константина (Горянова). Одна, посвященная взаимоотношениям Православной Церкви и Государственной Думы в начале прошлого века “Конец русской симфонии”, опубликована в рубрике “История и современность”, другая — о русской культуре и Православии “Запечатлеть на себе красоту” – в рубрике “Наша идеология”. Именно под этими рубриками, чаще всего, публикуются передовые статьи. Способствуют рассмотрению и отчасти решению проблем, связанных со внедрением общероссийских президентских программ, вопросов, определяющихся сложностью и противоречивостью происходящих в нашей стране и во всем мире политических и социокультурных процессов, материалы таких рубрик, как “Национальная безопасность”, “Стратегия”, “Русские судьбы”, “Точка зрения”, “Вопросы творчества”, “Лествица”, “Мировоззрение”, “Критика и литературоведение”, “Родная речь”, “Искусство”, “Философия”, “Высокие технологии” и мн. др.
В осеннем номере в рубрике “Стратегия” был опубликован материал Президента РФ Дмитрия Медведева “Россия вперед” с редакционным комментарием. В рубрике “История и современность” была представлена статья Премьер-министра РФ Владимира Путина, посвященная 70-летию начала Второй мировой войны “Страницы истории – повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнерства? ”. В рамках выше перечисленных рубрик в 2009 г. были опубликованы политические статьи Евгения Примакова, Дмитрия Рогозина, Вячеслава Никонова, Леонида Ивашова, материал о стратегии возможного экономического прорыва России Сергея Глазьева, острая политическая публицистика Сергея Кургиняна, Михаила Леонтьева, Алексея Пушкова, щемящая публицистика Николая Бурляева, мировоззренческие статьи Александра Дугина, редкий материал о Церковных Соборах архимандрита Тихона (Шевкунова), искусствоведческий материал Леонида Бородина, статья об истории открытия Второго фронта Валентина Фалина, несколько уникальных исторических исследований Наталии Нарочницкой, воспоминания и размышления об основах творчества Ильи Глазунова, воспоминания иммигранта первой волны Андрея Шмемана в интервью Елене Чавчавадзе, актуальная публицистика Юрия Полякова, Сергея Перевезенцева, литературоведческие статьи Николая Скатова, Юрия Лощица, духовная переписка Михаила Лобанова, статьи по философии культуры Александра Казина, Александра Королькова и мн. др.
Особое значение имеют две параллельные рубрики “Северная столица” и “Великая провинция”, показывающие богатство и творческое разнообразие как петербургской литературы, так и литературы Пскова и Самары, Кузбасса и Краснодара, Новгорода Великого и Нижнего Новгорода, Костромы и Тюмени, Орла и Иркутска и мн. др. городов России, что свидетельствует о том, что наш журнал имеет всероссийский охват. Наши читатели проживают во многих городах России, о чем свидетельствует перечень респондентов в ежеквартальной безвозмездной рассылке, состоящий из более, чем ста городов, регионов и организаций, имеющих с журналом постоянные связи. Ввиду нехватки средств и ограниченности тиража журнал не достаточно распространяется в молодежной среде, среди студентов, тем более школьников, его тиража не хватает даже для санкт-петербургской молодежи.
Наш журнал имеет связи с духовными центрами России и ближнего зарубежья. Он высылается в Киево-Печерскую Лавру, в Оптину пустынь, в Боровский монастырь в Калуге, в Свято-Данилов монастырь в Москве, в Рождество-Богородицкий монастырь г. Задонска, в Тихвинский монастырь, г. Тихвин, передается на Валаам, на Леушинское Подворье в Санк-Петербурге. Журнал в небольших количествах распространяется в некоторых приходах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Наше издание поступает в библиотеку Президента РФ, в фонд “Духовно-нравственной культуры подрострающего поколения России” Светланы Медведевой, в Государственную Думу, в Фонд русской культуры, возглавляемый Н.Михалковым и руководимый Еленой Чавчавадзе, в библиотеку музея “Михайловское”, в библиотеку “Дома Романовых” в Костроме и другие библиотеки России. Журнал “Родная Ладога” известен и уважаем в университетах Новгорода Великого, Арзамаса, Костромы.
На наших страницах печатаются авторы из ближнего зарубежья, как, например, из Белоруссии, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии. Выявляются связи с русской эмиграцией, проживающей в Аргентине. Особым направлением постоянной литературной работы является сотрудничество, обмен мнениями и материалами со многими российскими и зарубежными литературными журналам, в частности, это: “Балтика” (Эстония), “Вертикаль” (Н.Новгород), “Русское эхо” (Самара), “Огни Кузбасса” (Кемерово), “Родная Кубань” (Краснодар), “Дон” (Ростов-на-Дону), “Тюмень литературная” (Тюмень), “Немига литературная” (Беларусь), “Простор” (Казахстан).
К сожалению, журнал, который по мнению председателя Думского комитета по культуре Григория Ивлиева, высказанного в газете “Газета” (30.10.09), является одним из пяти лучших современных журналов, выпускается на весьма ограниченные спонсорские пожертвования и существует за счет безвозмездного труда членов редакции. При условии увеличения тиража и достаточной финансовой поддержке журнал может ставить и решать более сложные задачи, значительно расширить читательскую аудиторию, учредить литературные премии. Мы надеемся усилить сотрудничество с государственными структурами, общественными и просветительскими организациями и государственными фондами. Назревает необходимость повышения частоты издания до шести раз в год. Это позволит отслеживать и более подробно отражать событийные мероприятия как на государственном, так и на региональных уровнях. Может быть рассмотрена возможность тематических выпусков, могут быть открыты новые специальные рубрики, повышено качество и количество иллюстративно-художественного материала и объем издания.
В перспективе на базе редакции журнала “Родная Ладога” возможен выпуск художественных или учебно-научных книг современных писателей, ученых, работающих в соответствии с государственной идеологией. Считаем особо ценным то, что идеология журнала совпадает с идеологией Русской Православной Церкви, это оберегает его от крайних точек зрения, от любых проявлений экстремизма. Основная задача нашего журнала – быть полезным России, служить ее благу, ее процветанию, ее единению. Дай Бог помощи “Родной Ладоге” в этом благом стремлении, о котором свидетельствует само название, имеющее в своей этимологии метафизический смысл, две ипостаси: устремленный в Космос бесконечный вектор русского рода, олицетворяющий жизнь вечную, и корень «лад», — символизирующий согласие, дружбу, искренность, красоту, Божию ладонь, раскрытую навстречу человеку.