
75 лет назад, в 9.30 утра, захлебнулась последняя атака красноармейцев — после упорного боя немцы окончательно заблокировали «коридор смерти» неподалёку от Мясного Бора, по которому из котла выходили части Второй ударной армии. Любанская операция завершилась трагически, но и стратегический план немцев – овладеть Ленинградом был сорван.
Об этом практически не упоминают историки – им интереснее командармы и комдивы, полки, бригады и дивизии, а не горстка газетчиков, — но! В ночь на 25 июня, вместе с потерявшими управление частями, на прорыв пошли и сотрудники армейской газеты «Отвага». С чувством выполненного долга – последний номер армейской газеты вышел 23 июня. И 24-го к «коридору смерти» отправились тридцать четыре человека. Раненый по пути старший политрук Залилов – он же известный поэт Муса Джалиль – в беспамятстве попал в плен. Ещё двадцать шесть – погибли. На Большую землю прорвались только семеро.
Один из них – ответственный секретарь газеты «Отвага» Виктор Александрович Кудрявцев – с тетрадью в руках встал у противоположной стороны «коридора смерти» и начал собирать, записывать впечатления вышедших из котла красноармейцев и командиров. Жаль, что они не были опубликованы ни по «горячим следам», ни в советское время, когда из-за предателя Власова некоторые (даже ставшие известными людьми) бойцы Второй ударной всячески старались скрыть свою службу в ней. Бойцы оставшихся без командования частей вели себя достойно. Процитирую только одну запись, сделанную в тетради журналистом Кузнецовым:
«Сержант Сторожев и красноармеец Моташков из 1265-го полка 382-й дивизии — коммунисты. В бою при выходе они захватили вражеский ДЗОТ. Оба были ранены. Фашисты окружили ДЗОТ и стали кричать: «Рус, сдавайся!» Раненые продолжали отстреливаться. Фашисты подожгли ДЗОТ. Бойцы продолжали стрелять даже тогда, когда дым и огонь стали застилать амбразуру. Затем стрельба прекратилась… ДЗОТ превратился в бушующий костёр. И так поразительна была мученическая смерть в огне непокорённых советских воинов, что замолчали даже гитлеровцы».
Погибали в «коридоре смерти» и журналисты дивизионных газет. Если вы будете в Великом Новгороде – обязательно зайдите в музей завода «Акрон». Там хранятся многие уникальные документы, найденные поисковиками вещи, оружие бойцов Второй ударной. На почётном месте – и оттиск «дивизионки» за 24 июня 1942 года! Перед тем как пойти в свой последний бой, журналисты не успели выпустить газету, но раму с набором тщательно запаковали и зарыли в землю. Это было послание потомкам – газета с заметками, как в свой последний день героически погибала, сражаясь Вторая ударная!
Пишу эти строки в связи с тем, что в последнее время, даже в мемуарах, проскальзывают пренебрежительные отзывы о всяких «Симоновых-Шолоховых» и других сотрудниках военных газет. Что тут скажешь! Седая голова и большое количество медалей на груди, наверное, всё же не дают права судить военных газетчиков. Они честно исполнили свой долг. А процент смертности среди военных журналистов…. никто не считал. «Репортёр погибнет – не беда», -пелось в известной песне. И ведь знал Симонов, что писал! В газете «Отвага», например, при прорыве, выжили меньше двадцати процентов! А сотрудники редакции погибали и раньше – достаточно вспомнить хотя бы сына известного поэта Эдуарда Багрицкого – начинающего поэта Всеволода Багрицкого, на чьё место был назначен Муса Джалиль, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза и Ленинской премии за «Моабитскую тетрадь».
Но память своих коллег по газете, как и память всех солдат и командиров Красной Армии, увековечил редакционный художник Евгений Вучетич. Выдающийся советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич (28.12.1908 – 12.04.1974) стал автором самых известных военных мемориалов – Воина-освободителя в берлинском Трептов-парке и ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде.
И они не случайно получились и считаются шедеврами монументального зодчества! Будущий вице-президент Академии Художеств СССР и Народный художник СССР Евгений Вучетич был из тех немногих, кто с боем прорвался на Большую землю по «коридору смерти»!
В пробитой осколком планшетке военкора Всеволода Багрицкого товарищи нашли блокнот со стихами. Среди строк были и эти, теперь очень известные:
Нам не жить как рабам —
Мы родились в России.
В этом наша судьба,
Наша гордость и сила.
Наши коллеги – журналисты и литераторы Второй ударной — честно выполнили свой долг и заняли свои места в шеренгах Бессмертного полка, заслужив самую добрую память.
На фото: Оттиск последнего номера одной из газет Второй ударной армии (увеличивается по клику).