
Или: Не пропустите «фонарь Диогена»
Уважаемые коллеги! Писатели и читатели! Надеюсь, перед началом работы XI Санкт-Петербургского международного книжного салона вам будет интересно ознакомиться с этим материалом. Потому как вряд ли кто из нас знает: на литчиновничьем «верху» считают, что в Год кино нет хорошей литературной основы для создания новых кинофильмов. Я узнал это из заметки в «Литературной России» №16, в которой автор процитировал одного из руководителей Роспечати и сразу написал ответ (что делаю крайне редко). Чтобы знали: ситуация, честно говоря, не совсем такая, как было заявлено.
Понятное дело: газета не обязана печатать все отклики с мест. Поэтому не считаю нарушением корпоративной этики опубликовать письмо на сайте Дома писателя. А то встретите на петербургской улице (или бери выше — на самом Книжном салоне!) мрачного человека с фонарём – и даже представить себе не сможете, что это не последователь великого философа, не подражающий Диогену городской сумасшедший, а столичный режиссёр (продюсер), который охотится за хорошим «литературным материалом». Итак, если заметите «фонарь Диогена» — не медлите: несущий его спешит к вам!
А вот, собственно, и само письмо:
Здравствуйте, уважаемый господин главный редактор!
С интересом и удивлением прочитал в №16 «Литературной России», которую, надеюсь, чиновники не посмеют выселить (слишком высоко дошла информация о готовящемся «вышибоне» сотрудников литиздания будто пьянчужек, наскандаливших в пивной) на улицу, статью «Нужно ли России литературное Сколково?». С интересом, поскольку подготовивший материал Евгений Богачков, обратил внимание читательской аудитории (а её, судя по последним номерам «ЛР», составляют не только литераторы) на важнейшую проблему подготовки творческих людей. С удивлением – потому что приведённые в статье слова зам. главы Федерального агентства по печати Владимира Григорьева иного чувства вызвать и не могли.
«Не секрет, что в этом году стартовал Год кино… самая главная проблема – это отсутствие сценаристов. Наши режиссёры, продюсеры бегают по стране, стучатся в двери издательств, пытаются общаться с редакторами для того, чтобы найти хороший, качественный литературный материал, который был бы подосновой создания нового кино. И зачастую не находят. Кто-то обращается к классике, кто-то ещё что-то пытается сделать. В общем, жалуются все», — цитирует Евгений Богачков ответственного руководителя.
Что тут скажешь! Страна у нас, слава Богу, большая. Вряд ли все режиссёры и продюсеры – марафонцы или легкоатлеты-разрядники. Поэтому-то, наверное, они даже до Санкт-Петербурга, не то что, скажем, до Читы, не добежали. А зря. В Чите живёт автор прекрасного романа «Стервятники», член Союза писателей России Олег Георгиевич Петров. Действие золотоискательской эпопеи начинается в царское время и продолжается до «нулевых» годов двадцать первого столетия. Хотите что-нибудь более остросюжетное? У того же Олега Петрова есть повесть «Именем народа Д.В.Р.» — о борьбе с бандитизмом в Дальневосточной республике на излёте Гражданской войны. Правда, всё это в Чите, а там ещё недавно холодно было. Но ничего: сейчас потеплело, можно надевать кроссовки и отправляться в путь. Было бы желание.
А вот есть ли оно? Или поиск ограничивается только обзвоном друзей-приятелей и знакомых их знакомых? Не видел в этому году автор этих строк и на улицах Санкт-Петербурга бегунов с озабоченными творческим поиском лицами. На окраинах сплошь ветераны бега от инфаркта попадаются, а в самом центре города – в Таврическом саду – курсанты военного училища на пробежку выходят. Ради любопытства опросил человек 50 знакомых издателей и писателей (из Союза писателей России, Санкт-Петербургского союза писателей): стучались в дверь только к одному. Правда, оказался это не столичный продюсер, а сосед, скрюченный «традиционной русской болезнью» так, что до звонка дотянуться не смог. Просил опохмелиться. При этом почти все мои знакомые в один голос заявляли: согласны помочь в Год кино отечественному кинематографу, предоставив свои книги и рукописи (при наличии, естественно, гарантий, что их не «позаимствуют» у автора частично или полностью нечистые на руку дельцы).
А предложить режиссёрам и продюсерам они могут действительно интересные произведения. У прозаика Юрия Деткова есть исторический роман «Осадный колокол» — пожалуй, единственное полновесное литературное произведение о героической обороне Пскова от войск Стефана Батория. Купить эту книгу сейчас практически невозможно (оно и понятно – издана была в 2002!). Но почему бы не экранизировать победную страницу отечественной истории? Об этом, не скрою, уже задумывались. Почти десять лет, как в письменном столе Юрия Леонидовича Деткова лежит готовый (!) сценарий фильма (созданный, кстати, по заказу одного из московских каналов). Потом заказчики, как мне рассказывал романист, сославшись на кризис 2008-го, посетовали на дороговизну исторических костюмов и всякой средневековой атрибутики, сказали, что про любовь-морковь легче снимать, куда дешевле и … пропали без вести для автора.
У другого моего коллеги по СП – прозаика Владимира Васильева вышли – и были моментально распроданы – повести о меценате и банкире бароне Штиглице, самоучке-каменотёсе Самсоне Суханове (который, в полном смысле слова «одел камнем» петербургские набережные). Желаете приключений? Пожалуйста! У того же Владимира Анатольевича Васильева есть повесть о личном разведчике Петра Великого, а у автора этих строк – повесть «Сорок восьмой не подвёл» — о спецроте голубиной связи, помогавшей в годы Великой Отечественной войны нашим разведчикам выполнять самые трудные задания. У прозаика Александра Скокова быстро разошлась книга очерков о защитника блокадного Ленинграда. Список можно продолжить. Но стоит ли?
Не проще ли посланцам режиссёров – с фонарями, а можно и без них – в Санкт-Петербурге скоро наступят белые ночи – не носиться как угорелым, не замечая в спешке авторов книг, а спокойным шагом пройти до Дома писателя на Звенигородской, 22, заглянуть в наше отделение Союза писателей России и пообщаться с авторами книг напрямую. Кстати, если нет возможности добраться – существует сайт Санкт-Петербургского Дома писателя: можно опубликовать на нём объявление, оставить контактные телефоны и адреса электронной почты. На крайний случай сообщаю: у нас и свои бегуны имеются. Вполне профессиональные: писатель Николай Наливайко, например, – мастер спорта по лёгкой атлетике. А чёрный пояс третий дан, четырёхкратный чемпион мира и Европы по карате начинающий литератор Михаил Серебрянников, если что, носителей бесценных рукописей прикроет.
В общем, вариантов много. Хороших книг тоже. И, уверен, не только в обеих столицах. А на экранах – сплошные сериалы весьма невысокого качества.
Такое вот кино. «Мыльное».»