
«Вместе мы победили, вместе мы победим!» — под таким лозунгом в Петербурге прошел открытый литературный конкурс проекта «Неизвестный Петербург», посвященный Белоруссии.
Такой конкурс, начатый в нашем городе по инициативе губернатора Георгия Полтавченко, проводится уже в третий раз при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. На этот раз он был посвящен Белоруссии – нашему братскому соседу, где он проводился одновременно с конкурсом в Петербурге.
Как и обычно, в жюри поступило множество стихов, рассказов, очерков от петербуржцев самых разных возрастов и профессий, от ветеранов войны, и пенсионеров, от школьников и студентов, от рабочих и служащих. Он показал, что у жителей города на Неве и у жителей Белоруссии много общего, что их связывают тесные дружеские узы, а нередко, и родственные отношения. Вместе мы боролись против фашизма в годы войны, вместе мы строим сейчас в своих государствах новое и процветающее общество. Это и нашло свое отражение в присланных на конкурс работах.
«Устала Хатынь гореть…»
В номинации «Поэзия» жюри отметило стихотворение «Устала Хатынь гореть» Любови Береговой. Много лет она проработала учителем русского языка и литературы, создала Музей блокадного детства, а ныне Музей детей и дошкольных работников осажденного Ленинграда (Можайская ул., 49). Когда А. Адамович и Д. Гранин создавали свою знаменитую «Блокадную книгу», они посетили этот музей и в ней упоминается один из его экспонатов. Присланное на конкурс стихотворение посвящено памяти ее отца, уроженца Белоруссии, умершего от ран в полевом госпитале в Белоруссии, но могилы которого она так и не нашла…
Какие длительные сборы –
Прошло полжизни – тридцать лет.
В моих руках простой билет.
Всего час двадцать – слишком скоро
Меня доставит самолет
В горячий май сорок второго –
Где госпиталь отцу был кровом,
Назад в войну меня вернет.
Еще мне не было восьми,
Еще я в жизни знала мало,
Но слов значенье понимала –
«За землю предков лечь костьми».
Сдержав последнее рыданье,
Не я сжимала ком в горсти…
За запоздалое свиданье,
Земля отца, меня прости…
Признание в любви
Отмечено премией стихотворение «Белая Русь» Андрея Антонова, заместителя председателя Российско-Белорусского братства Санкт-Петербурга, в котором он признается в искренней любви к белорусской земле и ее людям.
Беларусь, Беларусь, Беларусь,
Я прощаюсь с Тобой, но вернусь.
Обойду Твои рощи, поля,
Что от злобы и тьмы сберегла.
Посмотрю на красу городов,
На зеленые травы лугов,
На открытые лица людей,
Средь которых нашел я друзей.
О совместной Победе двух народов вспоминает другой лауреат конкурса Лидия Шенина (Оксочинская):
И снова май, как в сорок пятом:
Последний залп и тишина.
Нет, не забыться этим датам.
Им салютует вся страна.
Стрелок роты народных мстителей
Наталья Степанова прислала на конкурс два трогательных рассказа своего дедушки Геннадия Осиповича Обуха, родившегося в поселке Витебской области. Когда началась война, ему было всего 12 лет, но и он успел повоевать.
В одном из рассказов он повествует о трагической судьбе тех, кто оказался под пятой гитлеровских оккупантов. «…Потом мы и жили на пепелище, в землянках. Кроме нас семерых, в живых осталось еще несколько человек, в том числе мой дядя Алексей – брат отца. Ефим сразу же ушел в партизаны, в отряд им.Фрунзе. А меня не взяли: мал еще был.
Вскоре мы узнали о судьбе наших родных и соседей на Свольне. Всех их в тот мартовский солнечный день расстреляли фашисты. Всех! И старых, и малых. Расстреляли моих сестренок 7 и 3 лет, шестимесячного малыша солдатки, первой увидевшей немцев. Всех! И моих родителей, и родителей Ефима… Всех жителей деревни Гальковщина. А тела сбросили в речку Свольна…»
Но маленький Обух дождался своего часа, чтобы отомстить за родных. В 14 лет его все-таки взяли в партизанский отряд, и он стал рядовым стрелком роты народных мстителей.
Земля из Брестской крепости
Жюри единодушно отметило присланную на конкурс героико-патриотическую статью ученика 10-го класса лицея №369 Красносельского района Николая Конарева. «Я – Конарев Николай, ученик 10 класса, являюсь экскурсоводом школьного музея, — пишет он в очерке «Крепость людского духа», — Основная экспозиция музея ГБОУ №369 «Юнги Северного флота» посвящена военно-морскому делу. Однако среди ее экспонатов есть предметы, рассказывающие о подвигах советских людей не на море, а на суше».
Взволнованно автор статьи рассказывает о капсуле с землей из Брестской крепости.
Священна брестская земля,
И горсть ее – у стен Кремля!
И горсть – у Вечного огня…
Прах Неизвестного солдата –
Навеки с ним схоронена!
Подробно рассказывая о героической обороне Бреста, Н.Конарев сообщает, что под мемориальными плитами там покоятся останки 962 защитников крепости, а имена 690 из них неизвестны. Приводит он и потрясающие подробности героизма советских воинов. «Вам знакома легенда о советском солдате, который сражался на протяжении 9 месяцев, не подпуская немцев к развалинам крепости? Немцы кричали ему в громкоговоритель, что Красная армия разбита, обещали замечательную, сытую жизнь, но как только фашисты подходили к руинам, парень отвечал огнем. Вышел солдат из крепости только тогда, когда фашисты признались, что Москва не сдалась, не захвачена врагом. «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я ее последняя капля», — были его последние слова».
А осколки звенят…
Другой призер конкурса – Мансур Арифулин проникновенно пишет о своем отце-фронтовике, который был сапером и воевал на 2-м Белорусском фронте, был много раз ранен. «… В 90-е годы, — пишет М.Арифулин, — отец получил право на бесплатный билет фронтовика. Прилетел в Ленинград. Я встречал его в Пулково. Проблемы были при отлете. Несколько раз приходилось проходить через металлоискатель. Снят пиджак с медалью, и ключи, и ремень. Все равно звенели осколки мин. Не все удалось удалить во фронтовых госпиталях. Я подходил к ребятам, проводившим досмотр. Они улыбались: «Проходи, дед!»
«До 90 отец не дотянул два года… У отца оказалось много наград. Кроме медали «За отвагу» еще ордена, которыми награждали фронтовиков, начиная с 1965 года. Мы впервые увидели, как их много. Возьмем их с собой 9 мая на его могилу. Кладбище небольшое, скромно спряталось в березовой рощице. В начале мая на Волге деревья уже радуют первыми листочками, зеленеет трава. Вот-вот взорвет всю округу своим запахом и неистовым цветом сирень. Радостно запоют по утрам соловьи – жизнь прекрасна… У памятника, что поставил фронтовику военкомат, будем вместе – его 95-летняя вдова, четверо живых детей, зятья, невестки, восемь внуков, пять правнуков…»
Фото Дмитрия Фуфаева.