Раз в крещенский вечерок…

19 января на занятии ЛИТо «Балтийский парус им.Н.Н.Альтовской мы открыли в Союзе писателей год кино фильмом «Светлана» режиссера Надежды Яковлевой. На встречу с членами лито пришли актеры Александр Чередник, сыгравший жениха Светланы, Валентина Касьянова — подружка главной героини и режиссер фильма Надежда Якушева.

— Ровно 20 лет назад, в феврале 1996 года в окресностях Петрозаводска начались съемки картины — начала свой рассказ режиссер Надежда Яковлева. Февраль оказался теплым и снег начинал таять, нам даже приходилось свозить снег на дорогу, чтобы санки могли легко скользит. Сниматься приходилось в сложных временных условиях: нужна была ночь и луна. Подружкам надо было бегать по нетронутому снегу, а у нас дубли. Очень сложные съемки были у Сергея Бызгу, который сыграл черта. 2-3 часа делали грим, а потом целая смена съемки. Пить Сергей мог только через соломинку, а есть было нельзя. Надежда рассказала, как у неё рождались картины святочной баллады сначала в голове, а затем надо было их воплотить в натуре.

000

Главная героиня Светлана нравственно чистая, очень милая и робкая девушка. Её сыграла замечательная латвийская актриса Майя Мельдере, закончившая художественную школу. Майя с 4 лет занималась народными танцами, и до фильма «Светлана» уже снялась в фильме С.Г.Микаэляна «Сто солдат и две девушки».

Жизнь русского человека раньше была тесно связана с традициями и обрядами. Страх перед неизведанным и желанием узнать свою судьбу толкал молодых девушек к гаданию. Гадание на зеркале традиционно для русских святочных обрядов. И трогательная Светлана в нарядном платье садится перед зеркалом, что бы увидеть своего суженого.

Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, и Надежда Якушева с художником Владимиром Банных вводят нас в эту реальность бытия. Мы умиляемся картинами русского быта сказительницы, сидящей за ткацким станком, умиляемся пением мелодичных народных песен, которые исполняет Анна Литова.

Я помню, какой сложный грим делала Жанна Радионова жениху Александру Череднику. 3 часа накладывала маску на лицо слой за слоем, и потом целую смену он лежит в гробу, а мы ему на грудь укладываем червей и пиявок. Один дубль, второй — черви расползаются, пиявки впиваются в тело и сосут кровь актера, а он должен лежать неподвижно.

Но когда Александру задали вопрос: — Насколько сложно было играть эту роль? Саша, улыбаясь ответил: — Я получил огромное удовольствие играть в этой картине. Мне очень понравился костюм, в который меня одела художник Галина Антипина. У меня была очаровательная и очень трогательная партнерша. Мне там и играть то не пришлось, я все время молчал. А когда я лежал в гробу и снимали обратную от меня точку, я даже подремал. Саша необыкновенно талантливый актер, очень скромный и застенчивый. Конечно, первоклассный грим и его тонкие черты лица создали запоминающийся образ жениха.

Валентина Касьянова рассказала о том, как она с подружками оказалась в сказочной балладе Жуковского. Конечно, были сложности, приходилось много бегать с факелами по цельному снегу в валенках 41 размера и в длинных сарафанах. Но приятно было оказаться в реальных картинах святочных гаданий.

Баллада «Светлана» посвящена Александре Андреевне Протасовой (после замужества Воейковой), в которую был влюблен Жуковский. Будущее же реальной Светланы оказалось трагичным, замужество — неудачным.

Наша же Светлана, натерпевшись страхов во сне, утром встречает своего красавца — жениха и выходит за него замуж. Образ Светланы считается первым в русской литературе художественно убедительным образом русской девушки.

000

Мы получили огромное удовольствие, окунувшись в сказочный мир святочных гаданий от картины созданной 20 лет назад на «Ленфильме».

Баранова Людмила Александровна, член Союза писателей России, руководитель ЛИТо «Балтийский парус» им. Н.Н. Альтовской, председатель Ярославского землячества.