
(О новой книге стихов поэта Николая Пидласко)
Простые человеческие ценности, без которых жизнь на земле невозможна и которые становятся особенно значимыми в годы испытаний, являются главным мотивом новой книги санкт- петербургского поэта, члена Союза писателей России Николая Пидласко «Мои земные дали. В ней в очередной раз проявилась верность поэта самому себе, желание не изменять тому, чему он предан в течение всей своей жизни.
Поэтическая зрелость пришла к автору книги, когда опыт его военной службы, жизненные испытания в его судьбе переплавились в лирическое восприятие повседневной мирной жизни, о чём свидетельствуют его публикации во многих изданиях: в альманахах, антологиях, коллективных сборниках, журналах, газетах. Он автор девяти поэтических сборников. Лауреат литературных премий им. А Прокофьева «Ладога» и А.Фета.
Особенность сборника Николая Пидласко «Мои земные дали» состоит в том, что в него включены только четверостишия. В литературоведении такая поэтическая форма названа — «рубаи». В своё время она была особенно популярна на Ближнем и Среднем Востоке. «Рубаи» отличаются не только своей лаконичной формой, но и содержанием, которое заключает в себе лирико- философские размышления и глубокие выводы.
Вот одно из четверостиший из новой книги Николая Пидласко:
Время смуты не ново на свете,
Но к церквям не заглохнут стези.
Русским сёлам в разладе столетий
Не впервой выживать на Руси.
Содержание данной книги ярко отражено в её названии — «Мои земные дали». Куда же ведёт нас за собой лирический герой этой книги? Какие «дали» открывает он перед читателем?
Прежде всего — это картины детских лет, когда всё вокруг наполнено теплом и светом родного очага, заветными тайнами родимых мест, которые дают в течение всей жизни человеку огромные духовные силы, несмотря на то, что многое растворилось в потоке жизни и исчезло на земле, оставшись глубоко только в человеческой памяти :
Отчий край. Родных могилы…
Для души — потреба!
Сколько здесь духовной силы
От земли до неба!
Многое теперь на родине «днём с огнём не найти»: яблоневый сад, где мама срывает похожие на солнышко красные плоды, складывая их в фартук белым, росистым утром; улица, утопающая в «тополином ливне»; частокол, на котором сушатся крынки и валенки:
Погост. Акация. Стерня.
Дорога к дому полевая…
Кто встретит здесь теперь меня —
Лишь степь моя, земля без края !.
В памяти остались не только заветные картины алого рассвета, который вместе с солнышком заглядывал в окно, но и глубоко запавшие в душу «гнетущие беды», неуют скитальческих лет. Но особенно больно лирическому герою видеть следы забвения памяти, вандализма на земле современной Украины, родного Прибужья:
Солдатский обелиск из плит
Разрушен, варварски разбит,
Повсюду царство лебеды…
Нет ни ограды, ни звезды..
Однако состояние душевного «лада», связанного с самыми сокровенными воспоминаниями, невозможно разрушить в сознании лирического героя. Любовь, дружба, доброта, верность самому себе, преданность Родине, умение видеть и слышать красоту, восхищаться ею — вот к чему неизменно тянется его душа и в мирное время, и в дни испытаний.
Всё в степи моей в ладу:
Звёзды плещутся в пруду,
Дремлют ивы под луной
И любовь идёт со мной.
Красоту объять невмочь —
Это всё степная ночь.
Поэтому особенно больно, когда гармония мира, «лад» разрушен , когда стоишь рядом с воинскими обелисками, где похоронены «солдаты -соколики», к которым старость «опоздала навеки», когда слышишь прощальный марш фронтовику у его могилы, где ему «поют в кустах зорянки», когда вместо полей пшеницы видишь поле, заросшее осокой. Но всё пережитое не проходит бесследно для человека Оно помогает ему стать мудрее, что ярко отражено в стихотворении «Погост»:
Седых надгробий вид печальный,
На кронах ив — рассветный дым…
Звон колокольни поминальный —
Предупреждение живым.
Книга Николая Пидласко наполнена картинами природы, которые особенно дороги автору. Летние пейзажи — это голубые краски цветущего льна, «костры рябин», туманы синие, плывущие над покатыми холмами и над хатами Зимние краски — в чистоте сугробов, которые среди морозной дали напоминают дворцы, в стылой реке, с угрюмыми водами, где «лёгкой позёмкою стелется снег»
Синий снег.
Синий храм.
Синий вечер.
Синей стужей посёлок повит.
И синеет над полем заречье
В полумраке — верхушки ракит.
Присутствуют у автора и картины сельского труда и быта, и праздничных хлебосольных дней дней в дни Пасхи и Медового Спаса. Всё это способствует преодолению старой боли, очищению души и ожиданию новой доли:
Полей заброшенных не счесть,
Не счесть хулы и пересудов.
Но не терял я в жизни честь
И от себя гоню остуду.
Я рос в степи, всегда был здесь,
До часа смертного здесь буду.
Многие строки стихов звучат лирично, задушевно, потому что обращены к Родине, и в каждом из них чувствуется гражданская позиция автора. И всё содержание книги становится к концу сборника олицетворением симфонии миру и жизни лирического героя, который остро ощущает вечную текучесть и подвижность бытия, связанные с миром собственной души и с общим движением национальной культуры. Каждое стихотворение, рассматривает взаимоотношение человека с природой, и поэт становится при этом личностью, стремящеюся прикоснуться к «тайнам вечного творенья» . А помогает ему в этом созвучие ума и сердца поэта, осмысления бытия неповторимым творческим словом
Родины величье!
Выйду на дорогу —
Степь,
Ромашки в поле,
Птичьи голоса.
Благодарен доле,
Благодарен Богу,
Я её кровинка,
Я её слеза.