
В первомайские праздники вспомним «гимн трудящихся» – «Интернационал». В нём есть строка: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья. А затем мы наш, мы новый мир построим…».
Приближающаяся стодневка Трампа уже полтора месяца находится в фокусе медийного внимания. Но инициативы Трампа и отклики на них скорее скандальны. Ни к чему революционному, по крайней мере, однозначному они пока не привели, хотя всякий раз вызывают всплески скорее тревог, чем надежд. Многих не покидает предчувствие больших перемен.
Обратимся к календарю. 100 дней президентства Трампа истекают 29 апреля. Прочие даты, начиная с его первых громких заявлений, а заодно отдельное внимание Белого дома к «общеконфессиональной» в этом году Пасхе выглядят нарочито. В списке текущих информационных поводов наиболее заметны три неравноценных и многосложных: Европа-Россия-Украина, Китай-Иран-Ближний и Средний Восток, а также роль будущего Понтифика как духовного интегратора западного мира. Смерть главы Ватикана Франциска 21 апреля к иронии не располагает, но любители нумерологии заметили, что следующая дата – 22 апреля – это день рождения Ленина. Нет ли здесь символики?
Вместо неё – конкретика. Трамп действительно заинтересован в перемирии на Украине. Как доказательство его наглядной дееспособности: взялся за дело и решил. Суть подхода США состоит в «наборе готовностей» (но не решений): 1) признать Крым за Россией, 2) с оговорками легализовать контроль ВС РФ над четырьмя областями на востоке Украины, 3) отказать Киеву во вступлении в НАТО, 4) создать нейтральную зону вокруг Запорожской АЭС при контроле со стороны США. При этом 5) не ограничивать военную поддержку Киева формально со стороны европейских союзников, но 6) пересмотреть санкционную политику в отношении Москвы с учётом её реакции.
На этом фоне произошла замена спецпредставителя США по Украине и России Келлога на Уиткоффа – он не генерал и более склонен к компромиссам. Впервые за всё время СВО Москва признала стремление администрации США вникнуть в причины украинского кризиса. Министр иностранных дел России Лавров заявил, что Кремль готов «достичь соглашения с США по Украине, но есть некоторые элементы этого соглашения, которые необходимо доработать».
Итак: реализма стало больше. Ушли в прошлое благоглупости типа предложений о повторных референдумах отдельно для русскоязычных и украиноязычных жителей востока Украины, в том числе, проживающих в Европе, но не в России. В американских СМИ уже не увязывают начало СВО «со сдачей – при Обаме – Крыма и с неудачным – при Байдене – уходом из Афганистана». Требования Зеленского вернуться к границам 1991 года также выведены за скобки. Но как понимать «временный перенос ВПК Украины в Европу» – также под гарантии Вашингтона?
Оптимисты считают, что до 9 мая ясности станет больше. Камень преткновения – неуступчивость Лондона и Парижа: они – за продолжение конфликта, но при поддержке Вашингтона. А она – под вопросом. Возникают вопросы и к Берлину. Объективные интересы немецкой экономики – в сырьевом смысле скорее «пророссийские». Точка бифуркации – допуск или недопуск нашего посла в ФРГ Нечаева на торжества по случаю завершения Второй мировой в Европе. Посмотрим.
Отдельно об Украине. Сегодняшний дискурс очевиден: при Зеленском война продолжится. Тем более, что Украина производит, как частность, до 2 миллионов дронов ежемесячно. Но замена Зеленского, изначального ставленника Европы, подвешена. Впервые проведена мысль: на его место может прийти ещё более отвязный маргинал-милитарист. Поэтому, мол, и Москва должна быть снисходительней к нынешнему лидеру Украины.
Тем временем на китайском треке в основном сумбур. Пекин стремится занять нишу американцев, где только можно. Активно наступает на Европу и на Средний Восток. При этом выводит из Европы деньги на случай обострений. Для ЕС эта непредсказуемо: не было в международной практике столь основательных заморозок активов. Здесь тоже замах на мировое переустройство с Востока на Запад и снизу доверху.
Есть признаки возобновления индо-пакистанского конфликта. Не в Тегеране, а в Пекине считают, что отказ Ирана от ядерной программы нереален. А нормализация судоходства вокруг Среднего Востока зависит от прекращения антииранской истерии Израиля. Не без намёка, кто за ней стоит. Вникнем в «иероглифы». Китайское англоязычное издание с чего-то вдруг «решительно отвергло» мысль ушедшего в небытие Усамы бен Ладена: «Немусульманский мир изжил себя уже потому, что создал в себе самом механизм самоуничтожения. Раз он (механизм) есть, значит, надо его запустить». Китайцы, повторим, призвали к «тесному взаимодействию, выгодному всем, кто привержен Справедливости». Читайте, мол, между строк…
Самое удивительное то, что и католический мир тоже ждёт «основательная перезагрузка» (thorough reboot). Это предрёк главный дипломат Ватикана Гэллахер. Кстати, он из Британии, где католики – в меньшинстве. Неужели тут тоже – «до основанья»?
О СВО скажем отдельно перед 9 мая. Пока всё – по-прежнему. Прежде всего, на линии соприкосновения. В остальном налицо замах многое разрушить «до основанья». А затем?..
Опубликовано в газете «Петербургский дневник, 28.4.2025 г.»