«Со мною случилось счастье…»

Очередное занятие литературной студии «Метафора» в Доме писателей С.-Петербурга было посвящено жизни и творчеству поэтессы Наталии Карповой (1940–1995). Поскольку она была православной верующей, мы пригласили на встречу участников литературного семинара «Под сенью лавры». На наше приглашение откликнулись Татьяна Кожурина и Маргарита Ярыгина. Некоторые «метафористы» принесли стихотворные сборники и публикации Н.И. Карповой. В начале занятия Татьяна Никольская рассказала биографию поэтессы.

Наталия Ивановна Карпова родилась в Ленинграде 15 июля 1940 г. Любимому городу, меняющемуся и вечному, она посвятила немало своих стихотворений:

Твои черты знакомы с детства мне:
Вот здания Сената и Синода
И памятник работы Фальконе.
Как календарь, листает время годы.
Нева! Как много здесь живых примет,
Открытий юношеских, узнаваний!
Кунсткамера и университет,
Ансамбль стройный эрмитажных зданий.
Канавка Зимняя… То тут, то там
Мелькают Лиза, Германн и Евгений.
Взлетать мостам, рождаться здесь стихам.
О город мой! Непостижим твой гений.
От ветра поднимаю воротник…
Двадцатый век, пора восьмидесятых.
Они ещё войдут в страницы книг –
Тревожные сегодняшние даты.

Отец будущей поэтессы Иван Константинович Карпов участвовал в Великой Отечественной войне, позже занимал партийные должности в Ленинграде, мать Галина Алексеевна Карпова (урождённая Мошина) работала директором библиотеки Института физической культуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта. По воспоминаниям её сослуживицы Лидии Глотовой, о некоторых членах своей семьи Наталия Карпова узнала, уже будучи взрослой. Например, дед со стороны матери Алексей Николаевич Мошин (1870–1929) до революции был известным писателем, литературоведом и краеведом, общался с В.Г. Короленко, А.П. Чеховым, Ф.И. Шаляпиным, посещал Л.Н. Толстого в Ясной Поляне… Оба брата матери были православными священниками. Один из них, о. Владимир Мошин, жил в Югославии, куда эмигрировал из Крыма в 1920 г. В.А. Мошин (1894–1987) входил в круг русских и сербских учёных, занимался славистикой, византологией, преподавательской работой, а в 1942 г. принял священный сан и стал служить в Русской церкви Св. Троицы в Белграде как сверхштатный священник. Когда в 1944 г., при наступлении Красной Армии часть духовенства уехала на запад, о. Владимир остался. После прихода советских войск он был ненадолго арестован, но вскоре освобождён и продолжил служение как священник РПЦ Московской Патриархии. Семья Мошиных приняла советское гражданство. В. А. Мошин размышлял о возвращении на Родину, но всё же остался в Югославии, понимая, что не сможет в СССР совмещать научную работу и служение священника. Однако в 1950-е – 1980-е гг. он часто посещал Советский Союз, в том числе Ленинград. Другой брат матери, протодиакон Сергий Мошин, тоже эмигрировал после революции и служил в Свято-Никольском кафедральном соборе в Сан-Пауло (Бразилия).

В школе Наташа училась хорошо, особенно любила литературу и иностранные языки. Интерес к языкам сохранился у Наталии Ивановны на всю жизнь. Она знала английский, французский, польский и словенский языки, занималась переводами.

Детство прошло у канала Обводного.
О, сколько времени было свободного,
Чтоб свой район зазубрить назубок,
Вдоль прошагав его и поперёк…

В 1949 г. отец Наталии был арестован по «Ленинградскому делу». В биографии поэтессы упомянуто, что репрессии коснулись и других членов семьи. К сожалению, мне не удалось узнать какие-либо подробности. Хотя о «Ленинградском деле» написано немало научных и публицистических работ, в них рассказывается, главным образом, о руководителях Ленинграда и очень мало – о людях, занимавших менее высокое положение. Информации о партработнике И.К. Карпове, арестованном в 1949, реабилитированном в 1956 г., не нашлось и в базах данных о жертвах политических репрессий. В биографии Н.И. Карповой упоминается, что девочка тяжело переживала арест отца, чувствовала себя униженной.

У меня учитель был,
Необычно он учил.
Словом он хлестал, играя,
Унижая между дел.
Я была как неживая,
Белый свет в глазах чернел…

С детства Наталия Карпова пробовала себя в разных видах творчества. С 1951 г. она занималась танцами – сначала в клубе железнодорожников, потом во Дворце пионеров, а некоторое время даже танцевала в Молодёжном ансамбле, которым руководил известный балетмейстер и педагог А.Е. Обрант. В юности Наталия пыталась поступить в театральный институт. Но на выбор профессии повлияло, видимо, то, что библиотекарями были её мама и три тёти. В 1957 г. девушка поступила в Ленинградский библиотечный техникум, одновременно работала в профсоюзной библиотеке при Дворце культуры имени Первой пятилетки. В 1960–1965 гг. Наталия Карпова продолжила своё образование в Ленинградском институте культуры им. Н. К. Крупской по специальности библиотекарь-библиограф.

Через некоторое время Наталия Ивановна поступила в аспирантуру. По воспоминаниям коллег, она тщательно и скрупулёзно собирала материал для диссертации, находила библиотекарей-ветеранов, записывала их воспоминания. В 1970 г. Наталия Карпова защитила диссертацию по теме «Формирование читательского актива в массовых библиотеках Ленинграда (1917–1941)» и получила учёную степень кандидата педагогических наук. В 1968–1995 гг. Н.И. Карпова преподавала в Институте культуры, читала «Историю библиотечного дела» и другие курсы, выезжала со студентами на практику в разные города, возглавляла методическую комиссию… В 1977 г. ей было присвоено звание доцента. Н.И. Карпова опубликовала более 40 научных и методических работ по библиотековедению – например, учебные пособия «Работа библиотек Ленинграда с технической книгой в помощь самообразованию читателей в двадцатые – тридцатые годы» (Л.: ЛГИК, 1975), «Научная организация труда в библиотеках» (Л.: ЛГИК, 1979) и другие.

Стихи она начала писать с 4-летнего возраста. Сама поэтесса считала, что «им принадлежало не только свободное время, им принадлежала жизнь души». Свой литературный путь Наталия Карпова начала в ЛИТО, которым руководил поэт Глеб Сергеевич Семёнов (1918–1982). Некоторые из участников объединения позже стали известными поэтами – например, А. Кушнер, В. Соснора, А. Городницкий…

Со мною случилось счастье
Стихи писать.
Какой высокой властью
Мне дана эта власть –
Над небом и океаном,
Осенью и зимой,
Над тобой, окаянным,
Властвующим надо мной.
Да что там перечисленья!
Такая радость дана,
Такое дано мученье,
Что снова я спасена.

Первая поэтическая подборка Н.И. Карповой была опубликована в 1965 г. в альманахе «Молодой Ленинград». В дальнейшем её стихи печатались в молодёжной газете «Смена», журналах «Нева», «Аврора», «Звезда», «Костёр», «Молодая гвардия», «Студенческий меридиан»… Первая книга стихов – «Колодец» вышла в 1976 г.:

Пусть выбор у нас невелик,
Но всё-таки есть,
Чтоб делать, как совесть велит,
Как требует честь.

При жизни Н.И. Карповой были изданы её поэтические сборники: «Совпадения» (М.,1980), «Мой город» (Л.,1981), «Трамвайный перекрёсток» (Л.,1986), «Краски дня» (Л.,1988), «Над тёмной водою канала» (СПб,1994). Зная несколько языков и хорошо чувствуя слово, Карпова переводила стихи польских, югославских, украинских, грузинских, туркменских поэтов. В 1979 г. по рекомендации Ю. Андреева она была принята в Союз писателей СССР. Наталия Карпова выступала со своими стихами и переводами на литературных вечерах, которые с успехом проходили в Институте культуры, библиотечном техникуме, редакции журнала «Аврора»…

Как прошлый год, как десять лет назад,
Разбрасывает листья Летний сад,
И кружатся они, и бьются оземь.
И как свидетель смотрит Ленинград
На жизни наши и на эту осень.
Присядем же, нас город оградит,
Тревоги отведёт, захватит буйством красок
Уже погибших, но ещё прекрасных
Летящих листьев. Берегов гранит
И кружева ограды – рядом, рядом
С осенним Летним садом, в двух шагах
От нас, здесь заплутавшихся. Опору
В трудах и помыслах даёт так щедро город,
Что перед ним мы вечно в должниках.

С детства Наталия Карпова посещала православную церковь. Вера в Бога была естественной частью её жизни, которую она не выпячивала, но и не скрывала. Говорят, именно из-за убеждений автора рукопись первой книги «Колодец» пролежала в издательстве 11 лет. По некоторым свидетельствам, в последние годы жизни Наталия Карпова хотела принять постриг в Елеонском Вознесенском монастыре в Иерусалиме (куда совершала паломничества).

Духовные переживания поэтессы отражены в её стихах, особенно поздних:

О том, что времена последние – немало свидетельств.
Но прежде конца – покаяния у Бога проси.
Мы дети безвременья? – Нет, все мы Божии дети.
Какое тяжёлое бремя придётся нести!
Терпеть искушенья и скорби,
Терпеть и молчать.
Появится скоро
Антихристова печать.
Тревожно сегодня.
А завтра – погибель грядёт.
Но милость Господня
По Воле Господней спасёт.

Наталия Ивановна Карпова была убита воскресным утром 5 февраля 1995 г. в день поминовения Новомучеников российских, по пути в Спасо-Преображенский храм. Пишут, что изверги долго и мучительно издевались над ней. Они не найдены до сих пор. Осталась неизвестной и причина зверского преступления – ведь у Наталии Ивановны было с собой лишь чуть-чуть денег на милостыню. По С.-Петербургскому радио передали краткое сообщение: «Убита Наталия Ивановна Карпова». А её похороны пришлись на день гибели А. Пушкина.

Руководитель «Метафоры» Борис Александрович Орлов поделился воспоминаниями о Наталии Ивановне, с которой общался не только в Доме писателей, но и на встречах Православного общества писателей Санкт-Петербурга, организованного в начале 1990-х гг. по благословению митрополита Иоанна (Снычёва). Она была человеком светлой, чуткой души. После гибели Н.И. Карповой писатели провели памятный вечер.

Ирина Катченкова рассказала о своём знакомстве с творчеством поэтессы, представила антологию с её стихами «Поэзию любят красивые люди» (составитель А. Раков). Книгу стихов Н. Карповой И.С. Катченкова приобрела в магазине православной литературы в Великом Новгороде:

Оставили Новгород на потом.
Он встретил нас проливным дождём…

Участники встречи Алексей Шелегов, Ирина Киселёва, Татьяна Кожурина, Маргарита Ярыгина, Татьяна Никольская тоже читали стихи Наталии Карповой из книги «Трамвайный перекрёсток» и других публикаций, делились впечатлениями. Встреча с поэзией Наталии Карповой каждому принесла волнующие открытия. Всех потрясли и обстоятельства её трагической гибели. «Метафористы» и гости высказали предположения, кто и зачем убил Наталию Карпову. К сожалению, ответ на этот вопрос не найден до сих пор.

В конце занятия участники поделились литературными новостями. Гостья из студии «Под сенью лавры» Татьяна Кожурина представила акафист иконе Богородицы «Нерушимый бастион», написанный Маргаритой Ярыгиной по благословению крымского священника. Алексей Шелегов рассказал о своём поэтическом творчестве и прочитал несколько стихотворений.

Традицией для «Метафоры» становятся выездные занятия. В апреле 2024 года такая встреча, посвящённая поэту Семёну Надсону, состоялась в Кронштадте. А нынешней весной «метафористы» получили приглашение из Тосненской центральной районной библиотеки – рассказать о писателе и учёном Д.М. Балашове. Так что следующее занятие будет выездным.

доцент Санкт-Петербургского Христианского Университета, кандидат исторических наук, член Союза писателей России.