От абсурда к рассудку

Десятого апреля состоялось очередное занятие студии «Школа Слова». По устоявшейся традиции оно было разделено на две части. В начале слово взяла руководитель студии Арина Арсеньева. Отвечая на вопросы, возникшие в прошлый раз, она коснулась темы абсурдизма в поэзии. Рассказав студийцам про истоки этого направления и упомянув такие произведения, как «Нос» Гоголя и «Алису в стране чудес» Кэрролла, Арина перешла к литературной группе «ОБЭРИУ». Подробно остановившись на личности Даниила Хармса, ведущая прочла несколько его стихов, подчеркнув и несомненный талант Хармса, и одиозность личности. Также Арина объяснила, чем опасен уход от реальности и подчеркнула, что для написания абсурдистских стихов нужна особая склонность, которую мало кто имеет.

Во второй части занятия к обсуждению была предложена подборка стихов Марины Кузнецовой. Это первый подробный анализ подборки стихов начинающего автора и для многих студийцев такая работа со словом была в новинку. Тем не менее к разбору все участники подошли с большой ответственностью. Поблагодарив Марину за предоставленный материал и за смелость, стали говорить о стихах:

«Изящно, красиво, звучно, чувствуется стиль», – Антон Ходас.
«Красивые стихотворения — зарисовки. Виден контур, но не хватает заполнения. Тем не менее впечатление от стихов приятное», – Симона Петрова.
«Много красивых метафор. Берет за живое. Что-то можно сократить»,  – Оксана Попова.
«Больше всего понравилось те стихи, что о людях, о жизни», – Георгий Драга.
«Переданы чувства и дана чёткая картинка»,  – Антон Мирошниченко.
«Не понравилось то, что реалистично, заинтересовало то, где есть фантазия», – Даниил Новиков.

Подробный профессиональный разбор по строчкам подготовил Садиг Мамедов. Обратив внимание как на технические недочёты (сбой ритма, неудачные рифмы), так и на стилистические.  К сожалению, чтобы подробно рассказать про всю подборку,  Садигу не хватило времени, но два первых стихотворения он разобрал досконально, показав остальным участникам студии хороший пример, выступив как полноценный рецензент. Резюмируя, Садиг отметил, что у автора есть большой поэтический потенциал и пожелал Марине работы и творческого роста.

Высказались и ведущие студии. «Материал насыщенный. Есть с чем работать. Автор подбирает интересные эпитеты, но иногда перебарщивает, что вполне нормально для начального этапа. Важно учиться вычленять главное, сокращать, не боятся работы со стихом. Не уходить в абстракции, но и не терять себя», – Арина Арсеньева.

«Автор освоил ритмику и строфику. Писать умеет. Надо быть более внимательным с рифмами и не допускать небрежностей. Основная работа должна быть со смысловым заполнением строки. Надо избегать случайных слов и предложений, всё должно быть оправдано и на своем месте», – Леонид Фарфель.

Наиболее интересным стихотворением почти все участники студии посчитали последнее в подборке «Люди Вселенные». Вот некоторые строки:

Как я люблю людей — вселенных!
Чей образ так стесняет свет ,
Что он отчаянно и пресно
Нас убеждает, что их нет.

Таких людей я обожаю,
Ищу повсюду и храню.
Им столько в мире угрожает,
Кромсает жадно их броню.

Упрёки, едкие насмешки,
Слепая зависть, глупый смех –
Всё что угодно. Вперемешку.
Чтоб закричал, что хуже всех.

Их разрывает на кусочки,
Ломая масок тонкий лёд,
Ведь бесконечность больше точки!
И взаперти не проживет.

Храните их от чёрной мести,
Храните их от суеты,
Храните их от лжи и лести,
Они — прозрения цветы!

Ведущие и участники выражают признательность Марине, с её началась новая веха в жизни студии.

 

Леонид Фарфель, поэт, прозаик, постоянный участник Мастерской им. Ю.Шестакова, ЛИТО «Меловая черта»