Бывают такие зигзаги

Пятнадцатого апреля в Мастерской было очень оживлённо. Появилось несколько новых участников, пришли и гости. Мы познакомились с творчеством поэтессы из Омска Светланы Курач и обсудили подборку Александра Самулевича.

Светлана Курач, как представитель Омской писательской организации, рассказала о журнале «Литературный Омск», в номере которого напечатана ее юбилейная подборка стихов. Поэтесса почитала свои стихи: «Жить на земле», «Тень яблони» и другие, а также поделилась впечатлениями от города на Неве.

***
Жить на Земле – время ценить,
Ход ее зим и лет.
Небо любить – время забыть, –
Только полет и свет!
«Как наверху – так и внизу» –
Смыслы открой Господь!
Звездный букет в сердце несу –
Изнемогает плоть…

Александр Самулевич впервые представил подборку на Мастерской. Пишет поэт чуть более четырех лет, в творчестве тяготеет к философским размышлениям. «Бывают в жизни такие зигзаги» – ёмко пояснил он причину, по которой взялся за перо.

***
Не получится. Знаешь… – нет.
Если хочешь – давай дружить.»
Но назавтра звонили мне.
По ошибке… Что ж, так и  быть,

Ошибайтесь. Хоть каждый день.
Будет свежим Ваш легкий след
И летящая Ваша тень
Вдруг шепнет мне другой ответ.

Пусть я буду – лишь десять цифр
В поле зрения Ваших глаз,
Не стирайте их – это шифр,
Неразгаданный в этот раз.

Я, конечно же, позвоню
Вам безрадостным серым днем
И ответ Ваш предаст огню
Все, что может гореть огнем…

***
Стекает тихо непрямой сентябрьский свет
Под вязы, в ткань листвы преображенный.
Я отблеск осени, узнавшей свой расцвет,
В твоих глазах  ловлю, завороженный…

В их тишине без срока и следа
Я сгину, не оставив в мире тени,
И буду молча отнимать мгновенья
Своей судьбы у Божьего суда.

Касанье губ – и сентября последний день
Махнул нам вслед рябины гроздью красной.
Под стук дождя, мучительно и страстно,
Мир разломился на тебя и тень…

Александру повезло, так как его стихи разобрали три рецензента, а если учесть отзыв руководителя ЛИТО, то даже четыре.

Леонид Фарфель назвал представленные стихи поэзией мысли. По мнению Леонида, при многих плюсах (мужской взгляд на мир, размышления, искренность) стихи Александра портят затянутость, неопределённости и надуманность. Автор пока не видит сильные места в своих стихах, поэтому удачные выражения тонут в словосочетаниях, взятых просто для заполнения строки. Досадные ляпы («сознания куски», «финты прострации», «кнопка вместо ног») вызывают недоумение, затрудняют восприятие текста. Наиболее удачна строка «Я жизнь прошел от счастья до беды». Рецензент предложил, как можно усилить стихотворение за счёт сокращения строф. Посоветовал автору больше читать стихи таких поэтов, как Арсений Тарковский, Юрий Левитанский, Александр Кушнер, Борис Краснов.

Людмила Новикова призналась, что изучала подборку с интересом, но ей часто мешало отсутствие логики в строках. Многие стихи напоминают набор метафор, не связанных между собой. Слова из разных смысловых категорий вступают в противоречие, от этого стих не выигрывает. Людмила похвалила стихотворение о Бахе и тоже предложила свои варианты правки излишне длинных стихов.

Юрий Маракулин поделился своими соображениями, почему стихи Александра пока нельзя назвать сильными. Юрий видит четкое разделение: есть функциональная часть стиха и есть соединительная ткань. Так вот, вторая в подборке значительно слабее. Отсюда дисгармония. Стихотворения воспринимаются как лоскутное одеяло, где яркие заплатки расположены на сером фоне. Серого слишком много. Много банальных рифм и общих мест, много служебных слов. Да, присутствует искренность,  эмоциональная целостность, но нет связи между строками. Похвалил удачные строки: «ползет железный червь», «запах пустоты», «мне кажется, я струшу, взглянув в себя». Минусом подборки Юрий посчитал ошибки в оформлении (пунктуация). Необходимы сокращения и правка строк. «Автору нужно поработать у станка», чтобы те эмоции, которые он хочет донести, сыграли.

Борис Краснов охарактеризовал подборку, как стихи с претензией на философию. Стилистика нарочито усложнена, автор оперирует в основном словами-понятиями, не хватает предметного ряда. Есть отдельные строки, которые запоминаются, над которыми хочется подумать. Но используемые образы часто сталкиваются. Виден большой потенциал автора.

Александр, взявший слово после прослушивания отзывов рецензентов, со многим согласился, особо отметив мнение Бориса Краснова, «сам чувствую недостаток техники… перебираю с философией». 

В конце послушали стихи двух участниц, пришедших впервые. Подробный разбор занял довольно много времени, домашнее задание проверить не успели, оно переносится на следующую встречу. Напомним, что нужно сочинить стихотворение об ушедшем детстве.

Первое майское занятие посвятим обсуждению подборки Ирины Толдовой.

Арина Арсеньева, член Союза писателей России, поэт, постоянный участник Мастерской поэзии, ЛИТО «Меловая черта», ведущая студии «Школа слова»