Творчество петербургских писателей как средство развития речи

З апреля в ГБДОУ детский сад №42 Пушкинского района состоялся семинар-практикум «Творчество современных петербургских писателей как средство развития речи и приобщения дошкольников к чтению художественной литературы».

Эта тема была выбрана не случайно, ведь с 2019 года детский сад является площадкой для проведения районного этапа ежегодного конкурса чтецов «Разукрасим мир стихами» среди дошкольников, посвященному творчеству современных детских петербургских поэтов. Целью конкурса является популяризация творчества современных детских петербургских поэтов, писателей и развитие культуры декламации среди дошкольников. Мероприятие проводится Секцией Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России «Литература для детей и юношества» и курируется членом союза Писателей, поэтом Гурией Османовой.  С этого конкурса началось приобщение воспитанников, их родителей и педагогов к творчеству современных детских петербургских писателей, зародился интерес к их произведениям.

На мероприятии выступили воспитанники старших и подготовительных групп, которые показали инсценировки стихотворений «Кошка» Ефима Ефимовского, «Времена года» Гурии Османовой и прочитали стихотворение «В библиотеку» Людмилы Фадеевой. В подготовке воспитанников принимали участие воспитатели и специалисты детского сада: Андреева Галина Сергеевна, Барахтян Зоя Валерьевна, Гарусина Екатерина Ивановна, Петрова Светлана Александровна, Скокова Светлана Леонидовна.

Педагоги представили коллегам культурные практики работы с детьми и родителями по развитию речи и приобщению дошкольников к чтению литературы, а также методическую работу с педагогами по данному направлению.

Старший воспитатель Мухутдинова Джерен Оразгелдиевна рассказала о важности  приобщения детей к книге, зарождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, а также о значении семейного чтения.

Вся работа педагогического коллектива ведется в рамках долгосрочного проекта «Читающее поколение – будущее России». С выступлением, раскрывающим эффективность проектной деятельности в организации образовательного процесса в ДОУ, выступила учитель-логопед Колесова Виктория Валерьевна.

Развитие речи начинается с самого рождения ребенка. Воспитатели Шиян Ольга Павловна и Яралиева Марина Гаджимагомедовна поделились опытом работы по развитию лексической стороны речи с детьми группы раннего возраста и представили опыт работы по теме «Активизация словаря у детей раннего дошкольного возраста с помощью произведений современной петербургской писательницы Ирины Асеевой».

Все группы детского сада работают по тематическому планированию. Педагогическим коллективом была проведена огромная работа по систематизации произведений петербургских писателей по лексическим темам. Педагоги распределили стихотворения, доступные в сети Интернет, на лексические темы и собрали общую картотеку в электронном и печатном виде. Картотекой могут пользоваться все педагоги детского сада. Воспитатели Садовская Наталья Валерьевна и Сафьяненко Елизавета Владимировна познакомили коллег с данным опытом работы.

В процессе знакомства с творчеством современных детских петербургских писателей воспитатели Борошко Алина Алимовна и Егорова Ольга Викторовна применили мнемотехнику для заучивания стихотворений. Они представили свой опыт работы «Мнемотаблицы по произведениям современных детских петербургских авторов». Педагоги рассказали, как родители дома вместе с детьми составили мнемотаблицы и результаты совместного творчества оформили в виде картотеки.

После систематизации произведений по лексическим темам педагогами детского сада были отобраны стихи для создания игр, направленных на обогащение, расширение словаря детей, формирование у них правильного произношения, воспитания культуры речи. Назвали их «Игры с прятками». Во время игры ребенку необходимо подобрать вместо пропущенного слова подходящую картинку. Такие игры вызывают у детей интерес к чтению стихотворений, повышают их мотивацию к заучиванию, дети легко запоминают и воспроизводят стихотворение. Учитель-логопед Куриленко Любовь Сергеевна представила созданные педагогами «Игры с прятками» по произведениям современных детских петербургских писателей».

Учитель-логопед Шворак Лидия Николаевна познакомила коллег с «Интерактивным сборником стихов с «прятками» для детей дошкольного возраста по произведениям современного детского петербургского писателя Гурии Османовой». Интерактивное пособие повышает интерес детей к чтению через игровые технологии и цифровые инструменты.

Художественная литература затрагивает все сферы развития личности ребенка. Об этом рассказала педагог-психолог Архипова Оксана Сергеевна в своем выступлении «Развитие эмоционального интеллекта ребёнка через чтение художественной литературы».

Главным гостем мероприятия стала детский поэт, член Союза писателей России, лауреат (1 место) премии «Поэт года-2015» в номинации «Детская литература», премии Екатерины Серовой, к.п.н., доцент кафедры логопедии ЛГУ им. А.С. Пушкина, учитель-логопед ГБДОУ детского сада №87 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Гурия Абдулбарисовна Османова. Она провела обучающий мастер-класс «Семь цветов поэтической радуги в творчестве Гурии Османовой». Данный опыт работы, направленный на всестороннее развитие речи дошкольников, информативен и полезен для педагогов, которые смогут использовать его в своей практике.

Мероприятие получилось насыщенным, интересным и познавательным. Коллеги из других дошкольных учреждений выразили слова благодарности за предоставленный опыт и труд, нацеленный на поддержку и популяризацию современной детской петербургской литературы и семейного чтения, а также поделились своим мнением, заполнив анкету обратной связи.

Виктория Колесова, учитель-логопед,
Джерен Мухутдинова старший воспитатель.