Душа неоцифрованная

К 80-летию поэта, члена Союза писателей России
Виктора Алексеевича Соколова

Большие поэты, как правило, не кричат о себе, не рекламируют своё творчество, живут обычной, чаще даже незаметной, жизнью, всё самое важное у них «внутри». Внутри поэтического мира насыщенная творческая жизнь, о которой, к сожалению, не знает массовый читатель. Большая река течёт тихо. Вот и стихи Виктора Соколова не известны широкому кругу читателей. Что ж, тем хуже для читателей, как сказал когда-то Владислав Ходасевич в статье о творчестве Софии Парнок. Стихи живут своею жизнью, они уже сами за себя. Если вам повезёт и чудом книга Виктора Соколова окажется перед глазами, окунитесь в волны настоящей поэзии, не пожалеете. Это стихи, привязанные к нашему времени и всё же они вне времени, поскольку выходят за узкие рамки злободневности. Стихи о России и о людях, её населяющих. Стихи, сделанные так мастерски, что поэтические приёмы не выпирают, не нагоняют скуку; в книге гармонично воспринимается и лирика, и философия, и ирония.

Книга «Не отрекаюсь от реки» собрала лучшее, что написано автором за долгие годы напряжённого творчества. Это пример умной, тонкой петербургской поэзии. Поэзии, увы, уходящей. Тем острее воспринимаются стихи Виктора Соколова, тем благороднее его писательский труд.

Сильные стороны поэтики Виктора Соколова очевидны и именно на них держится художественная правда писателя: афористичность, традиционность (в самом лучшем смысле), искренность, широта тематики, умелая игра слов (за текстами читается культурный код).

Книгу открывает раздел «Моей России не нужна реклама». Автор предстаёт перед читателем прежде всего как гражданин, как сын великой страны.

Не оцифровывайте душу –
Она живая мне нужна…

Моей России не нужна реклама.
Достоинства виднее без прикрас.
Повыгоним торгующих из храма,
Пока огонь в лампаде не погас.

Иди вперёд, храня огонь души,
И боевые подвиги верши,
Не поддаваясь злобе и гордыне.

«Мы дети равнодушного застоя» представляет автор своё поколение. Однако стихи Соколова далеки от равнодушия, каждая строка вытянута из горячего сердца поэта. Наверно, ещё и поэтому все стихотворения (и те, что датируются 60-ми годами, и те, что написаны гораздо позднее) звучат актуально.

Хоть я убежденный противник войны,
Любуюсь военным парадом.
Красивы защитники нашей страны.
Считайте меня ретроградом!

Как было когда-то в Бресте:
«Я гибну, но не сдаюсь!»
Мы вместе за дело чести,
За нашу Россию – Русь.

А как пронзительно звучат строки короткого стихотворения в конце первого раздела:

Тройка – Русь, подбери, подвези меня –
Я на трудных распутьях продрог…
Я поэт без амбиций, без имени
Сделал выбор из многих дорог.

Да, выбор был сделан в пользу поэзии. И обретено имя.

Второй раздел «Симфония седого Петербурга» вбирает стихи о доме, семье, о блокадных днях, о навсегда любимом городе.

Скорбь о погибших, голод, труд,
Ремонт дорог, разбор развалин…
Он впереди – победный тот салют!
А Виктором меня уже назвали.

Мой Петербург – Европы младший сын.
Мне кажется порой, что он один
Хранитель материнского завета.

На метафизической карте поэта Петербург – центр мира. Место, где сконцентрировано всё самое ценное для автора, здесь и радость, и боль, и непреходящая тревога о судьбе страны, всего народа.

Раздался мир в длину и ширину…
А ребятня с «космическим» оружием
Играет в межпланетную войну.

Следующий раздел продолжает и расширяет петербургскую тему, дав название всей книге – «Не отрекаюсь от реки».

Не отрекаюсь
От реки,
Меня поившей.
Не отрекаюсь
От руки,
Благословившей.

Стихотворения проникнуты мудростью и тихим ровным светом принятия жизни.

Небеса твоих жалоб не примут,
Если сам не сумел не упасть.
И не злись на погоду и климат,
На соседей, на город, на власть.

Раздел «Поговорим!» подкупает доверительным обращением к читателю. Ты беседуешь с другом, который прост и сложен одновременно. С таким собеседником не грех и пофилософствовать, и посмеяться над собой.

Я не компас – я тонкий прибор –
Плюсов, минусов полный набор.
И в галактике шарик земной
Вечно кружится вместе со мной.

Дружбу не унизит покаяние.
Истину не разглядеть в упор.
Кто осудит наши возлияния?
Без вина какой же разговор!

И правда, ничто человеческое!.. И как хорошо, что поэт не лицемерит, строит из себя блюстителя нравов, обличителя. Поэт – такой же, как ты, только поцелованный Музой. Потому так ценны его рассуждения.

Ты мчишься в поисках хорошего,
Надеясь, веря и любя,
А счастье просится из прошлого,
Но не догнать ему тебя.

Разделы «Врёт зеркало» и «Оттепель» наполнены размышлениями, часто поводом к ним становится сама природа, сам город. Есть в разделах и стихи о любви, они переливаются светлой грустью и благодарностью Жизни за чудо, что случилось в судьбе автора.

Когда ж поступят к изголовью
Свободы мнимой миражи,
Закабали меня любовью
И дружбой нежною свяжи.

Она ушла внезапно в даль бескрайнюю
И часть моей души взяла с собою.
А я ещё живу, тяжелораненый,
И не сдаюсь судьбе своей без боя.

«Травы и птицы» — самый природный раздел. Всякий настоящий поэт знает, что стихи о природе только кажутся простыми для написания, на самом деле это проверка мастерства, ибо написать о природе не банально – мало кому теперь под силу. Но Виктор Соколов справляется с темой природы блестяще. Он сам – небо, птица, река, ветер в кронах деревьев. Сам поэт – стихия.

Чтобы птицы плели песни
Из серебряных звонких нитей.
Ночью быть человеком…
Чтобы утром проснуться жаворонком.

Но оплаканное ливнем
И промытое навзрыд,
Время делает счастливым
Тех, кто в землю не зарыт.

Последняя строфа звучит резковато, но смысл точен, как скальпель хирурга. Для того, чтобы почувствовать себя счастливым, не довольно ли просто быть живым?

Раздел «Слово» продолжает раскрывать мастерство автора, которому подвластны и классические строки, и экспериментальные формы стиха, и строгий, требующий высочайшей дисциплины, сонет.

Закончить отзыв хочу строфой Виктора Соколова, к которому приходит Слово, призывая к нелёгкой, но счастливой писательской миссии:

Когда приходит Слово, говори!
Опровергай каноны и законы —
Права и долг Поэзии исконны:
Свет проливать задолго до зари.

Так что же это за человек, душу которого не смогли оцифровать? Человек чувствующий, мыслящий самостоятельно, не боящийся своих слабостей, не отрицающий своих и чужих ошибок, любящий людей, несущий дар поэта с достоинством, проливающий свет на сложный многогранный мир.

Арина Арсеньева,
член Союза писателей России, поэт, постоянный участник Мастерской поэзии и ЛИТО «Меловая черта», ведущая студии «Школа слова»