
Читатель ждет новую книгу, которая обещает сделать его умней. Всякий писатель, когда пишет новую книгу, полагает, что его, наконец-то, лучше поймут.
Петербургский писатель Дмитрий Филиппов в 2024 году стал лауреатом первой Национальной литературной премии «Слово». Он автор ряда книг: сборника рассказов и повестей «Три времени одиночества» (2010), романа «Я русский» (2015), документальной книги «Битва за Ленинград» (2020), «Собиратели тишины» (2024).
В одном из интервью Дмитрий Сергеевич Филиппов рассказал о том, как создавалась книга «Собиратели тишины»: «… это роман в рассказах, большая часть которых писалась на экране телефона, в блокноте, непосредственно на позициях или в короткие промежутки отдыха. Это истории о ежедневном подвиге русского солдата, о сапёрах, о моих боевых товарищах, живых и павших в бою. Я очень боялся не успеть её дописать. На войне всё относительно: дожил до вечера, и слава Богу. И мне было важно написать так, чтобы, с одной стороны, уйти от кровищи и ужасов войны, а с другой, чтобы мои друзья, с которыми мы хлебнули весь ад боёв за Авдеевку, прочитали её и ни в чём бы не могли меня упрекнуть».
Книга Дмитрия Филиппова «Собиратели тишины» ворвалась в русскую современную литературу так внезапно, словно её давно ждали. Она построена прерывисто, эпизоды войны, перебиваются событиями сегодняшнего дня.
Война продолжается и сегодня. Эхо той войны, Великой Отечественной, даёт о себе знать. Поисковики находят останки бойцов Красной Армии, павших в боях у Пулковских высот.
У «белых» поисковиков есть неписанное правило: надо уважать «волю мертвых», нельзя их «беспокоить по пустякам», следует «прислушиваться к внутреннему голосу». «К обнаруженным бойцам относился трепетно и честно, – рассуждает один из персонажей романа, – не оставлял их в лесу, не прикапывал, а в связке с муниципалитетами достойно хоронил со всеми воинскими почестями. И белый коп нравился больше, он позволял зарабатывать и оставаться честным с самим собой».
Автор романа в свое время работал государственным служащим в администрации одного из районов Санкт-Петербурга. Поэтому со знанием дела описывает отношения между муниципалитетами, районными администрациями, военкоматами, общественными структурами поисковиков, строительными организациями. Отношения, прямо скажем, не всегда достойные. Но, как говорится, вчера и сегодня «всё решают кадры», их нравственные качества.
В тексте романа есть строки о том, как «бизнесмены» пролезали на государственные посты с помощью, так называемых, «заносов» на разные суммы. Так рождались чиновники «новой волны», беспредельщики. Справедливо автор романа заключает: после более близкого знакомства с «подковёрными», аппаратными играми, «заносами» и «выдвижениями» – появлялось желание – «помыться».
Опыт, приобретённый на государственной гражданской службе, помогал чиновнику, пишет автор романа, «по стуку в дверь угадывать характер просителя и, исходя, из этого, выстраивать разговор». Честный государственный гражданский служащий «всю свою жизнь работал на результат, который проявлялся здесь и сейчас в помощи конкретным людям, ветеранам: улучшить жилищные условия, определить в дом престарелых, закрепить социального работника. Эти решения были внятными, измеримыми. Но что делать сейчас, когда собирание утраченной памяти происходит на ощупь, по кусочкам, а мир не торопится хотя бы задрожать от проступающей на поверхность крови?!».
Вопрос, решаемый на грани совести и защите исторической памяти как стратегический национальный приоритет, который был и остается важнейшим вектором работы государства, общества и русской литературы.
Автор романа, как участник боёв, профессионально отмечает многие скрытые от непрофессионалов детали: «Операция по захвату Кокколево забуксовала, превратилась из стремительной атаки в затяжное изматывание обороны противника… заявки полка артиллеристы отрабатывали, но дефицит снарядов и мин сказывался на результате. Огневые точки немцев оставались не подавлены…Остатки 1-го батальона были сведены в одну стрелковую роту…».
Надо не раз побывать в ночной разведке, в ночной работе сапёров на линии фронта, чтобы смело писать: «…опытные сапёры знают: ночью на переднем крае, в нейтральной полосе, у чужих траншей и окопов страшно только наделать шуму». Командир сапёрного батальона выучил по минутам всю пальбу и передышки вражеских огневых точек. Выучил и знал чётко действия своих бойцов: выдвинуться, решить задачу, вовремя отойти без потерь.
И рассуждения автора романа о войне – не лирические отступления, это жизнь на грани небытия. На передовой, когда «жизнь недолговечна и висит на волоске, человек не в состоянии спрятать своё нутро. Душа выворачивается наизнанку и всё-всё становится видно, без примеси полутонов. Кто друг, кто враг, кто трус, кто просто слаб характером…».
Многие после боя превратились в снежные холмики, стали «частью этого русского поля…».
Поисковики нашли останки двух солдат на дне траншеи, одного – вермахта, другого – РККА, рядом с ним была найдена ржавая медаль «За оборону Ленинграда». Время сжалось на восемьдесят лет, показывая в сжатую «щёлку»: «как всё это было на самом деле».
Находили остатки листков писем немецких солдат. Автор романа приводит тексты этих писем по архивным документам с некоторым «документальным» литературным правдоподобным домыслом.
Во второй части романа автор, участник боёв за Авдеевку, рассказывает о СВО. На страницах книги предстает реальная картина быта на войне. Живые и мёртвые. Полуголодные и раненые. Порох и гарь. Впечатляюще выстроена глава, где сапёр спускается во вражеский минный склад, осторожно, пробивая щупом путь, в светлом луче фонарика видит своего погибшего друга, который сидит на минах и улыбается. Слышит голос:
– Не свети, брат, глаза болят…
Сапёр онемел: морок это или явь…
– Да, меня убили, – отвечает погибший друг, но ты же помнишь слова: «Быть воином – значит, жить вечно!».
…Над могилами участников СВО не увядают цветы. Автор романа «Собиратели тишины» вместе с боевыми товарищами пришел сюда, положил цветы. Постояли, помолчали…
P.S. Поставил в заголовке три точки. Хотел продолжить: …и человеческой совести. В книге об это немало страниц.
Альберт Измайлов