
1 января 2025 года на 88-м году перестало биться сердце Учителя, Коллеги и Друга,
многие годы фотокорреспондента газеты «Вечерний Ленинград» и преподавателя факультета журналистики ЛГУ, Писателя, Тележурналиста Александра Николаевича Пирожкова.
Об Александре Николаевиче можно рассказывать бесконечно долго, да и сам он любит поговорить и не только о фотографии, а всё больше о дружбе, любви, семейных ценностях.
Начинал он как фотокорреспондент газеты «Вечерний Ленинград». Писал популярные рассказы о путешествиях и животных. Коллеги называли Пирожкова «питерский Песков» по ассоциации с известным московским журналистом-натуралистом Василием Песковым.
Книга А.Н.Пирожкова «Загляни за горизонт» — новое слово в ленинградской журналистике. А его статья «Нравственные императивы фотографии», опубликованная в журнале «Советское фото» на заре перестройки, сделала настоящую революцию в сознании читателей журнала. Сам Александр Николаевич дважды становился «человеком года» по версии всесоюзного журнала о фотографии.
Пирожкову даже предлагали стать главным редактором «Советского фото» — отказался. Утвердили в должности заведующего кафедрой «Производства, оформления газет и организации средств массовой информации» факультета журналистики Ленинградского университета — отказался. Не стал защищать и докторскую диссертацию. Ушел в документальное кино.
Для своих фильмов Пирожков всегда искал необычных героев, людей не похожих на других, талантливых и странных, со своей русской «изюминкой». Например, снимал звонарей по всей стране от Новгорода до Кижей. Его фильм «Дом» — о последнем доме Федора Михайловича Достоевского в Старой Руссе — стал лауреатом фестиваля «Послание к человеку» 30 лет тому назад.
Пирожкова просто обожали и боготворили студенты. Творческий тандем Пирожков-Никитин (Владимир Анатольевич Никитин — завкафедрой журфака) пользовался необычайной популярностью среди слушателей. Лекции и семинары по фотографии Александра Николаевича обрастали многочисленными легендами и мифами, и даже по прошествии десятков лет при упоминании о «Пирожке» у всех его благодарных студентов лица расплываются в улыбке.
Встречаются студент со студентом.
— Где был?
— На лекции у Пирожкова.
— И что там?
— Тьму фильтрует!
Я всегда с юмором вспоминаю многочасовые шахматные баталии на заре 70-х в «предбаннике» фотолабораторий на втором этаже «Лениздата». Практически каждый день Александр Пирожков и фотокорреспондент газеты «Смена» Евгений Иванов часами сражались до победного конца (но, на деньги — 20 копеек за партию). Весь выигрыш, а он порою шахматную доску приподнимал «домиком», в конце турнира доставался абсолютному победителю бесчисленных партий.
Примерно часа через три, а то и пять после начала турнира, Александр Николаевич очередной раз бил себя по лбу и вспоминал, что у него же в бачке… проявляется очередная плёнка. Минут через пять, он выскакивал из своей каморки с отфиксированной, абсолютно черной плёнкой (по внешнему виду похожую больше на голенище кирзового сапога) и сетовал, что он же накануне пролежал у норки лисы или барсука, практически весь день в ожидании уникального кадра для очередной своей публикации в «Вечерке» в рубрике «Пешком по тропе»…
Павел Маркин,
фото автора.