Названы лауреаты премии «Память бесконечна. Мы были, есть и будем»

20 декабря в музее-фотосалоне имени Карла Буллы прошел торжественный финал премии «Память бесконечна. Мы были, есть и будем», которую организовали Центр мемориальной культуры «Память бесконечна» и Союз писателей Санкт-Петербурга.

Вечер получился на редкость эмоциональным. И немудрено: ведь участники не только читали стихи, посвященные семейным историям и традициям, но и делились воспоминаниями о том, что довелось пережить их родным и близким.

Поэт Сергей Тинт привел на вечер свою маму, Альвину Ивановну, в детстве проведшую два года в блокадном Ленинграде. По ее рассказу он написал стихотворение о голодном, но неунывающем, мальчишке, который однажды повстречался ей на Бассейной улице. А мама наизусть прочитала свое любимое – «Жди меня, и я вернусь».

Стихов, посвященных Великой Отечественной войне, было немало – ведь до сих пор ее отголоски звучат во всех российских семьях. Вспоминали и Гражданскую, и голодные послевоенные годы, и о том, как с трудом удавалось справляться с трудностями. Но было и множество светлых историй: как влюблялись, женились, воспитывали детей и внуков. Участники премии приносили с собой семейные реликвии и фотографии. И, конечно же, вспоминали о своих корнях и традициях. Яна Яжмина рассказала о своих предках, тверских карелах. А юная участница, 14-летняя Ксения Степанова из Чувашии, выступила в национальном костюме, отдавая дань уважения родному краю. В своем стихотворении Ксения благодарила бабушку Наталью, которая научила ее вышивать.

Славится Чувашия лесами и полями.
Славится хорошими и добрыми делами.
Славится песнями, танцами, стихами.
А еще народными чудо-мастерами!

– Именно этого мы и хотели: устроить такую премию, которая бы подняла волну воспоминаний, объединила людей по всей стране. Премия нашла горячий отклик в сердцах и взрослых, и детей, стала поистине народной. Нам прислали стихи более 600 человек: из Калининграда, Татарстана, с Чукотки и Дальнего Востока. Прислали даже из Казахстана, Беларуси и Китая, так что мы даже пожалели, что сделали премию Всероссийской, а не международной, – рассказала Елена Андреева, директор Центра мемориальной культуры «Память бесконечна». Центр уже два года сотрудничает с Союзом писателей, проводит памятные вечера и концерты, собирает материал о блокадниках, создает материалы о петербургских династиях.

– Очень сложно было выбрать лауреатов, ведь все стихи были искренними, написанными от души, – поделилась впечатлениями Наталия Перевезенцева, поэт и краевед, один из членов жюри премии.

Однако победительницу жюри выбрало единогласно. Елене Уваровой из Мытищ удалось в небольшое стихотворение вместить сюжет, который потянул бы на повесть или даже роман. Стихотворение посвящено Елениным прабабушке и прадедушке Анне и Самойло Выходцевым, староверам, в 30-е годы попавшим под жернова коллективизации на Юго-Западном Алтае.

«Оказав сопротивление властям, Самойло был посажен в тюрьму и приговорен к расстрелу. Ночью двоюродный брат Самойло, служивший в НКВД, выпустил его из тюрьмы. Семья приняла решение бежать в Китай, граница с которым находилась в двадцати километрах от дома – страны разделяла горная река.
Когда переплывали реку, лодка перевернулась и утонуло трое из восьми детей. В Китае от голода в этом же году умер Самойло и две дочери. Его жена – Анна вырастила троих оставшихся детей», – рассказала Елена.

Стихотворение построено как обращение Самойло к любимой супруге, что делает его еще проникновеннее:

Ты спишь, моя Аннушка? В этом часу вам боязно дома и жутко тоскливо,
дрожит под окошком китайская ива, молясь саранче и плешивому псу.

<…>

Но ты не сдавайся, мой свет. Береги себя и детей, что остались с тобою,
и нас поминая молитвой скупою, подолгу не стой у всесильной реки.
Всё тленно: секира и холод оков, война и нужда, что приходит босая.
И страх прогоняй, вспоминая Исайю: «Не бойтесь, Я с вами во веки веков!»

Мария Ватутина из Москвы, ставшая лауреатом второй степени, посвятила стихи своей крестной: «Баба Валя, о которой говорится в моем стихотворении, – дикая удмуртка, детдомовка, прожившая в одиночестве всю свою жизнь, воспитала мою маму и меня. Она – моя Арина Родионовна. И я счастлива этим. После окончания ФЗУ, в 30-е годы, она приехала в Москву и устроилась на Туполевский завод. Туполевцы построили себе жилые пятиэтажки на Бауманской, и Валентина стала жить в одном подъезде, а потом и в одной коммуналке с моей семьей. Так судьба нас связала. В 24 года я крестилась, взяв себе в крестные матери ее, человека, который беззаветно любил меня».

Черноволосая, низкая, смуглая
Девочка-маугли, личико круглое,
Облик болезненно-свеж.
— Милая, на-ка, поешь.

Шепотом весь педсостав совещается:
— Русский не знает, не откликается…
— И не идет на контакт…
— Девочка трудная, факт…

— Чтобы не мучиться с именем, вот чего:
Будет она Валентиной. — А отчество, —
Вставил завхоз сгоряча, —
В честь, так сказать, Ильича.

Ты – Валентина Ильинична Ложкина.
Дуй-ка ты, Валя, кормилица вошкина,
В баню, да косы сбривать,
Чисто белье надевать.

В крайней палате кровать предпоследняя,
Завтра уроки: письмо, география.
Вот, героиня моя восьмилетняя,
И у тебя началась биография.

<…>

Третье место получил Евгений Пальцев из Петербурга за «Балладу о пиджаках», посвященную портному дяде Боме – брату его бабушки, Абраму Зиновьевичу Краскину, потерявшему во время войны своих детей.

В сорок третьем, смерти вопреки,
Дядя Бома «строил» пиджаки,
Не за барыши — за просто так,
Как поэму, сочинял пиджак,
Не для фотографии в газете
Возводил пиджак второй и третий,
Будто могут нитки да игла
Жизнь зашить, чтоб целою была.

Дом блокадный рвался на куски,
Дядя Бома «строил» пиджаки,
Для худых, невидимых плечей
Киевлян, рижан и псковичей.
А когда соединятся швы и
Все опять окажутся живые —
Сядут за обеденным столом
И произнесут «Шабат шалом!»

<…>

Конечно, хочется полностью привести здесь стихи лауреатов, но совсем скоро будет возможность прочесть их и на сайте ЦМК «Память бесконечна», и в журнале «Аврора», который поддержал премию, а также ввел специальный приз от редколлегии (его получила петербурженка Елизавета Клиорина).

После церемонии участники премии не спешили расходиться, делились впечатлениями, заводили знакомства. Думаю, во многом атмосферу торжественного финала премии определило и место его проведения. В начале ХХ века в фотоателье Карла Буллы приходили семьи (в числе заказчиков была и сама императорская семья!), чтобы запечатлеть момент единения, который можно будет потом сохранить для своих детей и внуков. И прозвучавшие на вечере стихи, так же, как семейные фотоальбомы, запечатлевают моменты, выхваченные из потока времени, которые имеют особую ценность для семьи.

– Это премия, в которой нет проигравших, – считает соучредитель ЦМК «Память бесконечна» Даниил Ларькин. – Ведь самое ценное – это наши семьи, знание корней и традиций, которые можно передать из поколения в поколения. В моем понимании семья – это и близкие, которые нас окружают, и наши предки, о которых мы знаем по фотографиям и рассказам. Нам важно создавать вдохновляющую атмосферу для сохранения памяти. Благодарим всех участников конкурса за прекрасные стихи и благодарную память.

Репортаж Марины Петровой.
Фото: Денис Черемных.