25 октября 2024 года состоялось очередное занятие студии «Метафора». Оно было посвящено творчеству известного современного поэта Григория Калюжного – «физика и лирика» в одном лице.
Григорий Петрович Калюжный родился в 1947 году в городе Макеевка Донецкой области. С детства хотел летать. Закончил Кировоградскую школу высшей лётной подготовки. Работал штурманом гражданской авиации на внутренних и международных авиалиниях. И писал стихи! Он – автор поэтических сборников «Разбег», «Грозы» (1982), «На встречных курсах» (1986), «Зона ожидания» (1989), «Открой поэта» (1991)… Член Союза писателей СССР с 1985 года. Живёт в Москве.
В начале пути Г.П. Калюжный называл себя «поэтом аварийного сознания». («Земля – корабль, что бури ждёт, и только чувство экипажа её от гибели спасёт»). По его мнению, человек должен нести ответственность за сохранность экосистемы, природы и социума. Если же люди наделены творческими способностями, то они обязаны жить не абы как, безвольно и бездумно, а согласно «духовной навигации», по возможности выправляя действительность. Поэт сетует на легкомысленных безответственных современников, у которых не болит душа ни о прошлом, ни о будущем:
Все мы – деревень забытых дети,
Кто мы – в городах легко забыть.
Перед прошлым больше не в ответе,
Рады безоглядно жизнь прожить…
О «забытых деревнях» – особый разговор. Однажды Фёдор Абрамов предложил Григорию Калюжному взглянуть с высоты, из кабины самолёта, сколько сёл и деревень ежегодно уходят в небытие. Когда штурман Калюжный стал сравнивать реально сохранившиеся сельские поселения с теми, которые были обозначены на полётной карте 1947 года, то пришёл к ошеломляющему выводу: счёт утраченных деревень идёт на тысячи. Постепенно Григорий Петрович начал осознавать масштаб катастрофы – подрубались корни русской ментальности и идентичности.
Клянусь погибшею рекой,
Чью синь оплакали лягушки,
Что страшен сумрачный покой
Пустой навеки деревушки.
Зачем оставили её?
Куда ушли и что с ней будет?
По крышам тянется быльё,
И дикий тлен по стенам блудит.
Где отыскали счастье те,
Кто здесь родился на свободе,
Кто был в душевной простоте
Издревле мил живой природе?
Не объяснит всего расчёт –
Покинуть этот край непросто.
К деревне брошенной ведёт
Тропа от древнего погоста…
Или вот ещё один горький плач о русской деревне:
Занавесили Божий лик,
Не сказали, что это значит.
Потеряло село язык –
Не кричит, не поёт, не плачет.
Поразъехались кто куда
Из насиженных мест крестьяне
В полоумные города,
Словно сели в чужие сани…
Можно расслышать в поэзии Калюжного есенинские интонации. Времена менялись, а крестьянство «вымывалось» из разорённых земель в города, где приживались далеко не все недавние сельчане. Как попытаться спасти хоть часть, хоть малость, хоть обломки русской сельской цивилизации? Г.П. Калюжный становится инициатором создания «Энциклопедии сёл и деревень» и редактором одноименного издательства.
Во мгле космической трагедии
Равно встречая ночь и день,
Горит звезда Энциклопедии
Российских сёл и деревень.
В её лучах земля вращается,
И кто кричал, теперь исчез,
Мол, где крестьянский мир кончается,
Там начинается прогресс.
Да уж! Как иронически отозвался другой поэт, «всё бежим по дороге прогресса, а дороге не видно конца». Одномерное и узко-техническое, а ныне – исключительное цифровое понимание прогресса, упование на развитие техники и экономики в ущерб душе и нравственности, вытравливание исторической памяти поколений, осмеивание и обесценивание многовекового опыта русской жизни, в том числе и деревенской не приведёт страну к достойной и счастливой жизни. Об этом и предостерегал Григорий Калюжный. Как и Игорь Григорьев, и Дмитрий Мизгулин, и Николай Тряпкин и многие другие наследники есенинской музы и печали.
После чтения и обсуждения стихов Григория Калюжного «метафористы» тепло поздравили Татьяну Кирилловну Никольскую с получением Всероссийской историко-патриотической премии им. А.К. Толстого (за книгу документальной прозы «Русский бронзовый век»).
Следующее занятие студии пройдёт 23 декабря и будет посвящено поэту Александру Шевелёву.
Ирина Катченкова,
член Союза писателей России