Две книги – две судьбы, два голоса

Третьего декабря занятие Мастерской было посвящено представлению книг. Галина Ильина и Ирина Титаренко поделились с коллегами радостью – новыми поэтическими сборниками. Выход книги – это не просто приятное для писателя событие, это своеобразный отчёт о проделанной кропотливой работе, в том числе – о работе души. В стихотворении – весь поэт как на ладони, со своими печалями, радостями, надеждами. Поэт раскрывается перед читателем, доверяя личное, сокровенное, зачастую – наболевшее. Отклик читателя, его сопереживание – лучшая награда для пишущего. Но читатель читателю рознь. И любой автор согласится, что представление книги собратьям по перу – всегда испытание. Тем более, что умение оценить книгу в целом, не зависая на мнимых или действительных недочётах, избегая предвзятости – не так часто встречается.

Итак, книги наших поэтесс.

Галина Ильина и её «Отражения»

В сборник вошли в основном новые стихи, написанные за два последних года, но есть и небольшой процент старых, которые представлены в несколько изменённом виде. Любопытно, что началась книга с названия: отражение – слово, любимое автором, часто используемое. Одно отражение притянуло другое, так и собиралась книга.

***
В заснеженном окне, в нелепом отраженье
Не узнаю себя – как будто кто иной
Глядится сквозь стекло в ночи коловращенье
И требует: увидь, кто за твоей спиной.
И указует вдаль и вглубь – на поколенья,
Что до тебя прошли и что ещё грядут.
И множится в окне престранное виденье –
Родни моей черты и там, и здесь, и тут…

Стихи – наблюдения, стихи – раздумья. В них отразилась любовь автора к своей земле, к малой родине, грусть о невозвратном. Есть в книге и гражданская лирика, поэт не может быть равнодушен к реалиям окружающего мира.

***
Я не рискую город поменять,
Они – меняют страны, континенты
И делают лукавые акценты
На рыбу, ту, что ищет глубину.
Я прозябаю в прадеда дому
Иль в маминой квартире.
Видно, шире
Мне не взглянуть.
Но сраму не иму и неба синеву
Предпочитаю из родимых окон
Вбирать в себя…

В книге два неравных раздела: первый – большой, это почти вся книга и есть, второй – крошечный, в нем шутливые стихи, пародии. Название второго отдела подкупает – «На посошок».

***
На брудершафт и на посошок
С горя ли, с радости –
Пейте живительный мой стишок
С привкусом сладости…

После чтения высказывались желающие, большинство из них заострили внимание на отдельных строках. Содержательно отозвался Юрий Маракулин, посчитав, что, несмотря на некоторую небрежность формулировок в стихах, книга получилась цельной. Напомним, что «Отражения» — десятая книга стихотворений Галины Ильиной, а значит, юбилейная!

«Перелётные деревья» Ирины Титаренко

Для Ирины это восьмая поэтическая книга. Материал собирался в течение четырёх лет. Автор считает, что общение с коллегами по Дому писателя и участие в литературных объединениях оказали на неё благотворное влияние.

В книге шесть разделов, над композицией каждого Ирина долго и серьезно работала. Основные темы представленной лирики: любовь к родной земле, к людям, к поэзии.

***
Гуси стаей летят над деревней,
Кроны стынут в предчувствии вьюг…
Жаль, что нет перелётных деревьев –
Им бы тоже хотелось на юг…

Но родная земля не отпустит
В фантастический этот полёт…
А «журавль» наш колодезный в грусти
Журавлиную стаю зовёт!

***
Иногда возникает фантомной болью
Образ тот, что когда-то звала любовью.
То ли это духов мне знакомый запах,
То ли свет из окна, что глядит на запад…

Столько раз из-за штор на закат смотрела,
Солнце в стёкла бросало лихие стрелы…
Я была героиней его романа –
Катерина, Татьяна, а может, Анна?..

Большинство стихотворений Ирины короткие, автор концентрирует мысль, не позволяя себе уйти в многословие. Также стоит отметить разноплановость лирики Ирины: здесь и грустная задумчивость, и беспокойство о судьбе русской глубинки, и картины природы, и зарисовки близкого всем  домашнего бытия; касается автор и вопросов любви. В каждом из разделов есть стихи, приправленные юмором.

***
Люблю говорить «люблю»,
Люблю говорить «целую».
Я головы не рублю –
Я мИлую и милУю.
Когда б Клеопатры нрав,
Да древнего века силы –
Есть парочка глупых «глав»,
Которых бы не сносили…

Во время обсуждения высказывались следующие мнения: стихи – как музыка, краткость – достоинство стихов, книга сделана профессионально, стихи – искрящиеся, в них энергия жизни; во многих стихах хорошие концовки; слушать нескучно.

Торжество монорима

После перерыва проверяли домашнее задание. От участников требовалось написать стихотворение, в котором все строки подчинены одной рифме.

***
Родившись в спокойные годы застоя,
Ты в двадцать один повстречала «ковбоя»,
Подумав, что жизнь подарила героя…
Но вот, как-то раз, твой герой, с перепоя,
Ворвался в квартиру, ругаясь и воя!
Тогда, кое-как избежав мордобоя,
Ты стала заклятым врагом домостроя…
Андрей Краснобородько

***
День знойный и давно уже не первый.
Он действует согражданам на нервы.
Девицы ходят в образе Минервы…
Просроченный, как старые консервы,
Старик, собравший смелости резервы,
Ворчит: «Вот молодые девки-стервы!
Ну где ж набрались ветреных манер вы?»
Наталья Апрельская

***
Рефлексивное самокопание,
Слов никчёмных чередование –
Разрушительное состояние,
Но от музы не жду подаяния…
Ирина Соловьёва

***
Мягкие лапки, пушистые ушки, —
Кошка игралка, она же игрушка,
Это забота моя и подружка.
И не мала нам с подружкой подушка.
Вот её миска, а вот моя кружка,
Рыбка, пирожное – вот и пирушка!
Людмила Новикова

Также свои стихи (написанные по заданию или просто по велению души) в этот вечер прочитали: Татьяна Егорова, Людмила Румянцева, Ирина Иолина, Александр Товберг, Александр Самулевич, Наталия Пономаренко, Татьяна Шадуя, Юрий Маракулин, Татьяна Косарева, Арина Арсеньева.

Задание на следующий раз: стихотворение о приметах.

 

Арина Арсеньева, член Союза писателей России, поэт, постоянный участник Мастерской поэзии