Море начинается отсюда

19 ноября в Союзе писателей России состоялся вечер памяти Сергея Анатольевича Вакомина (Сорокина) мы начали с чтения его книги о поэте Николая Рубцова «Свет надежды или Русский талант».

«Несомненно, талант Н.Рубцова родился вместе с ним. После знакомства с его стихами мне вдруг захотелось, если не постигнуть «тайну» Рубцовского слова, то хотя бы прикоснуться к ней. Сначала это были мимолётные, робкие карандашные пометки в общей тетради, куда я заносил всё, что меня интересовало и волновало в творчестве Н.Рубцова, а так же обстоятельства и подробности его жизни и последующей судьбы. И вот от этого возвышенного ощущения, возникшего непроизвольно при соприкосновении с рубцовским словом, и родилось неодолимое желание поделиться с самим собой своими открытиями и заветными признаниями с одной-единственной целью: удержать, сохранить в душе первородность и неповторимость чувства от возвышенного слова поэта, который искренне признавался:

…С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Сегодня, с расстояния прожитых нами лет, мы с полным правом говорим, что лучшие стихи Николая Рубцова прочно и навсегда вошли в золотой фонд отечественной поэзии, стали неотъемлемой духовной частью нашей русской культуры.»

К этой книге Сергей Анатольевич шёл не одно десятилетие. Аккуратно собирал он вырезки из газет с упоминанием имени поэта. Постарался познакомиться со многими людьми, знавшими поэта в ленинградский период жизни Н.Рубцова. Кого мог, приглашал к нам в литературное объединение «Балтийский парус». В 1993 году Сергей Анатольевич возглавил «Рубцовский центр» при ДК «Гавань» на Васильевском острове. К нам в «Гавань» приходили не только питерские поэты, прозаики и поклонники Н.Рубцова, иногда Сергей Анатольевич приглашал и вологодских поэтов, знавших творчество Рубцова.

ДК «Гавань» в девяностые годы была духовным центром творческой мысли не только для поклонников Рубцова, а для всей думающей интеллигенции города. ДК «Гавань» был ещё собственностью Балтийского судостроительного завода. Город уже сдавал помещения на платной основе. А мы пользовались этим богатством бесплатно. Нам давали зал на 200 мест для просмотров фильмов. В этом же зале мы проводили творческие вечера Г. Горышина, Н. Рубцова, Б.Тайгина, Н.Альтовской, Г.Морозова и других членов союза писателей России.

Огромный вклад в создание «Рубцовского центра» внёс и земляк поэта Алексей Васильевич Антуфьев, который жил в селе Никольское, учился том же бывшем детском доме, что и Николай Рубцов. Николай Васильевич высшее артиллеристическое училище, затем окончил Военную артиллерийскую академию, уволен в запас в военном звании полковника. В 1962-66 годах он работал киномехаником при клубе в селе Николькое, куда и приезжал Николай Рубцов между учёбой в литературном институте.

Николай Васильевич нам рассказывал, что: « Николай Рубцов в то время жил в доме Льва Николаевича Чудинова вместе с женой Генриэттой Михайловной и дочкой Леной. В клуб в то время приходили жители из окружающих деревень. В клубе ставились спектакли и концерты художественной самодеятельности силами учащихся и местной молодёжи, по выходным были танцы под радиолу. Николай часто приходил в клуб, играл на гармошке, пел свои песни. Пел он душевно. Был он очень скромным. В то время мало кто мог предположить, что это великий поэт».

Именно Алексей Васильевич Антуфьев приложит все усилия по розыску и увековечению всех записей голоса Николая Рубцова. Всё, что было собрано им за 20 лет, он подарит для музея в Никольском: это книги, периодическая печать, фотографии. Особенно ценными были находки: авторучка, которой были написаны стихи первой книги Рубцова «Волны и скалы». Эту авторучку бережно хранил друг поэта, петербургский литератор Борис Тайгин, а также рукопись первой уникальной книги, которая была издана в «Самиздате» Бориса Тайгина в количестве 6 штук. К 35-летию издания этой книги А.Антуфьев и Б.Тайгин вместе издали повторно «Волны и скалы» тиражом 1000 экземпляров и разослали её по всем Рубцовским центрам и кружкам страны, а так же музеям и раздали всем истинным ценителям творчества поэта.

Сергей Анатольевич, обращаясь к читателям книги «Свет надежды или Русский талант» сказал: «Я старался в меру сил честно вглядеться в творческую атмосферу жизни поэта, позволившую ему так ярко и талантливо проявиться в русской литературе второй половины ХХ века, заплатившего за свой талант собственной жизнью. «Тихая моя родина» — эта строчка мне кажется тем самым , к раскрытию его лирического дара, основанного на самоотречённой сыновьей любви к родной Вологодчине, выпествовавшей его, как поэта и гражданина, и сегодня бережно хранящей многовековые традиции и обычаи Северного края.»

Сергей Анатольевич после Николая Рогова в девяностые годы возглавит литературное объединение «Балтийский парус». Помню, как раз в неделю он будет приходить на занятия, добросовестно перечитывая всю периодическую печать того времени. Будет он прочитывать и те произведения членов ЛИТо, которые подавались на обсуждение или отбирались для альманаха «Остров». Прочитывал много интересующей его литературы, выходившей в газетах и журналах нашего города.

Сергей Анатольевич не дожил до своего семидесятилетия, написал и издал 10 книг прозы и поэтических сборников. Можно сказать, что он сгорел на работе. Нелёгкий труд корабела и общественная работа, в которую он вошёл с головой. Председатель цехового комитета, он не мог трудиться в пол силы. Любой вопрос он старался отработать добросовестно. Внимательная, заботливая, трудолюбивая жена Галина Павловна, будучи сама передовиком производства, всегда поддерживала Сергея Анатольевича во всём.
То, что он создал «Рубцовский центр» и много работал над своим детищем в этом и её заслуга. Сергей Анатольевич организовал центр, который начал успешно работать, как культурно – просветительский центр по пропаганде и изучению творческого наследия русского национального поэта Николая Рубцова.

Я всегда удивлялась, как он находит время на ЛИТо, на работу центра и на своё творчество? В цехе его называли «беспартийный коммунист» — это человек, который думает сначала о других, и только потом о себе. Никогда не слышала ни одного слова сказанного в осуждение другого человека. Он был очень тонким душевным человеком. Его стихи были точны, правдивы, наполнены какой-то неподдельной чистотой и искренностью.

КОРАВЛЬ
Ещё не тронутая сажей,
блестела краска на трубе.
На «санки»
был корабль посажен,
готовый
к штормовой судьбе.
Вот наконец убрали шланги…
Рабочих стихли голоса…
И гордо реющие флаги
вдруг взвились,
словно паруса.

За проходной ручьи звенели —
свершался дня круговорот.
А мы со стапеля смотрели…
И вот — воды коснулся борт!
Казалось, где бы взяться чуду?
И всё же – чудо по весне:
когда родившееся судно
летит к заждавшейся волне.
Ещё мы думаем с опаской:
не подведёт? Вода близка.
И вот – реальность или сказка?
Громаду приняла река!

Любовь Петровна Федунова пришла в «Рубцовский центр» в конце девяностых годов. Она не смогла прийти на наш вечер памяти Сергея Анатольевича, но написала небольшую статью о нем:
«Духовный и творческий путь Николая Рубцова был всегда очень близок Сергею Сорокину (Вакомину). Выступая в январе 1996 года в городе Тотьма при открытии Рубцовских дней на Вологодчине, посвящённых 60-летию поэта, он говорил:

“Каким бы я был, не коснись моего сердца строки: “За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью!”- “Россия, Русь! Храни себя, храни!”-наверное, был бы грубее, эгоистичнее, безвольнее. Поэзия Рубцова поставила меня на ноги, вернула веру в благополучие моей родной страны, научила меня свободе творчества, а главное -жить по-русски, говорить по-русски, быть русским.”

Каждую юбилейную дату поэта Николая Рубцова С. Сорокин (Вакомин) старался встретить новой публикацией. Продолжая серию поэтических “Венков”, посвящённых выдающимся русским поэтам, С. Сорокин (Вакомин) совместно с журналистом С. А. Лагеревым (г. Сургут) выступает в качестве составителя и одним из авторов книги “Венок Рубцову”. Книга, изданная в 2001 году, была посвящена 65-летию со дня рождения Николая Рубцова. Среди авторов стихов и высказываний о поэте можно увидеть имена В. Распутина, С. Куняева, Л. Васильевой, В. Белова, В Коротаева, Г. Горбовского, Н. Старшинова, Н. Коняева, В. Астафьева, Г. Морозова, В. Морозова, И . Стремякова, В. Личутина, В. Кочеткова, Ю. Селезнёва и многих других. Сборник “Венок Рубцову” отразил трепетное отношение русских писателей к поэтическому взлёту Рубцова, осознание его пророческого дара – пронзительно запечатлевать сокровенную суть духовных устремлений соотечественников, нести в своей поэзии мощный нравственный заряд, способность, как пишет Г. Горбовский, “не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала”. “Венок Рубцову” представил панораму осмысления творчества Рубцова, его судьбы разными авторами, подчеркнув то, что этот поэт был просто необходим, потому что “поэтическое зодчество Рубцова”, по мысли Ю. Селезнёва, было вызвано “к жизни высотой духовных устремлений времени,” оно подготовило переоценку ценностей в сознании читателей, напомнив им “о бессмертии традиций отечественной поэзии”. Огромную значимость творчества Николая Рубцова подчёркивало высказывание о нём Г. Горбовского: “Николай Рубцов -поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией -непридуманной, органичной. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также истин…(…) И всё же хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов надвигалось.” Отбор литературного материала для сборника “Венок Рубцову”- это кропотливый ежедневный труд С. Сорокина , который являлся отражением глубины его мировоззрения, его таланта как литературного критика, его гражданской позиции по отношению к Николаю Рубцову, как к поэту “,с пронзительно русской душой”(Н. Сочихин), русский звонкий стих которого, по словам поэта Г. Морозова, “нас до слёз потряс”.

Продолжением творческого сотрудничества Сергея Сорокина (Вакомина) с Сургутом можно считать счастливое для него событие – Рубцовские встречи в 2001 году в городе Сургуте. Это был праздник, который собрал гостей из Москвы, Санкт- Петербурга, Тюмени, Ханты-Мансийска и приполярного Салехарда, среди которых были и те, кто лично знал Николая Рубцова. Сергей Сорокин (Вакомин) был одним из самых дорогих гостей, потому что нёс в себе праздник души не только рубцовской поэзии, но и собственной, воодушевлял окружающих своим возвышенным отношением к рубцовскому слову, желанием поделиться своими открытиями в мире Рубцова, своей радостью, что поэзия его, рождённая во второй половине двадцатого века, достойно шагнула в двадцать первый век, что лучшие стихи поэта прочно и навсегда вошли в золотой фонд отечественной поэзии, стали неотъемлемой духовной частью нашей русской культуры.

Сергей Анатольевич Сорокин (Вакомин) – автор 10 книг стихов и прозы, многочисленных публикаций в периодической печати, альманахах, журналах и в ряде поэтических антологий, член Союза писателей России, становится лауреатом Всероссийской литературной премии “Звезда полей” имени Николая Рубцова».

От корабелов – балтийцев на вечер памяти Сергея Сорокина пришёл представитель Балтийского завода Виктор Александрович Чернов бывший работник профкома завода.

Виктор Александрович рассказал нам, что: «Сергей Анатольевич обладал одним ценнейшим качеством. Он был лидер по своему внутреннему состоянию его широкой распахнутой натуры. Это люди бессеребряники, никогда не просил ни чего для себя. В цехе было 400 человек. Сергей знал проблемы многих, приходил в профком решать какие то вопросы. С ним было легко работать, так как он понимал возможности того времени и всегда исходил из реальных возможностей. На заводе у нас выходила газета «Балтиец» три раза в неделю. Газета отражала все, что происходило на заводе. В то время газета публиковала Литературные страницы на весь разворот газеты. Балтийцы следили за творчеством Сергея Сорокина. Его стихи отлично сделанные отдавали лёгкой романтикой. Очень трогательно писал лирические и деревенские стихи. Со временем наша газета видоизменилась: исчезли интересные литературные страницы.

Но старшее поколение помнят и наших поэтов и Сергея Сорокина. Недавно мы устроили вечер памяти комсомола, где читали стихи, пели песни нашей молодости. На стендах в фотографиях была отражена история нескольких поколений комсомола: творческие встречи, соревнования, выезды за город, по местам боевой славы, спуски наших судов.

На заводе барды сочиняют новые песни, поэты пишут новые стихи.

Ансамбль «Чародеюшки» исполнили две песни на слова Н.Рубцова «В горнице моей светло» муз. Александра Морозова и «Зимняя песня» муз. Валерия Пак.

А мы продолжали читать стихи Сергея Анатольевича.

А моя Россия – рядом.
Никуда идти не надо,
только двери отвори:
и за каждым палисадом
даль родимая
земли;
елей звонких вереница,
где под каждой – небылица,
да шеломами – стога,
да дороги пыль клубится —
счастью быть наверняка.

Александр Горн пришёл в «Балтийский парус» в 1997 году сразу почувствовал доброжелательность Сергея Анатольевича ко всем, кто приходил в это время в ЛИТо:

«Сергей Анатольевич начинал занятия с обзора новых статей, которые он успел прочесть, рассказывал о новых изданных книгах, рассказывал о тех литературных событиях, которые прошли в раз городах или селениях. Он общался со всеми Рубцовскими центрами страны. И частенько рассказывал об вологодских авторах.

Надежда Александровна Дмитриева председатель солдатских матерей г.Сочи исполнила нам несколько своих песен.

Олег Каменев вместе с Семёном Ванютой под гитару исполнили несколько песен на слова Н.Рубцова.

Совсем молодого паренька Сергея Сорокина привела на Балтийский завод романтика моря. Романтика моря привела и Николая Рубцова на флот. Один навсегда связал свою жизнь со строительством судов, другой, насытившись романтикой моря, уверенно шагнул в романтику литературных волн. А Сергей Анатольевич годами, день за днём будет собирать, уточнять, перепроверять каждый факт жизни поэта, чтоб ни одна строчка не подверглась искажению недоброжелателей…

И будет писать свои стихи:

Море начинается от сюда:
от летящих в воду
стапелей,
от скороговорочного гуда,
»Май-на!», «Ви-ра!»
криков стропалей.
Море начинается отсюда;
от полоски узенькой
земли,
где волны стремительная удаль
в океан уносит
корабли…

Баранова Людмила Александровна, член Союза писателей России, руководитель ЛИТо «Балтийский парус» им. Н.Н. Альтовской, председатель Ярославского землячества.