Жить, чтобы творить

Газета «Северная Осетия» пишет:

В День народного единства в Санкт-Петербурге прошло вручение Всероссийской литературной премии им. А.К. Толстого. Она присуждается за лучшие историко-патриотические сочинения. В номинации «Драматургия» лауреатом стал наш коллега, журналист из Моздока, а «по совместительству» – еще и известный писатель и драматург Сергей ТЕЛЕВНОЙ.

– Сергей Владимирович, как писатель вы дебютировали еще в 1991 г. в журнале «Дарьял». О чем ваша новая пьеса и как она называется?

– Это одноактная мелодрама «Жить ради Радия», написанная на документальной основе и посвященная участнику СВО. Однако это вовсе не героический эпос, а житейская история с переживаниями и колебаниями действующих лиц.

В большей степени пьеса не про СВО, а про людей в экстремальных условиях, их решения и поступки, жизненные позиции. Действующие лица – люди из нашего окружения: учительница, бухгалтер, управдом, слесарь, детдомовец, подростки неидеального поведения с «недистиллированной» речью.

И только у главного героя Марата профессия не совсем обычная, он – актер ТЮЗа. Его 15-летнего сына Родиона в школе зовут «Радием». Вот ради него отец и обязан жить и выжить! В этой ответственности отцов перед детьми и заключена основная идея пьесы.

– Какими же переживаниями живут ваши герои, в чем их жизненная позиция?

– Позиция у каждого своя и объяснимая. Мать главного героя говорит: «Наверное, каждый должен прочувствовать горе, тогда что-то сдвинется».

Жена Марата с горечью вопрошает: «Почему только наши воюют, а другие жируют?! Несправедливо».

У всех у них свои представления о справедливости. Они возникают, когда из телевизора прет развлекуха, «звезды» впаривают свои «ценности», на городских площадях царит «веселуха». А в это время наши бойцы находятся под огнем в холодных окопах и под скальпелями в госпиталях…

– Такова же позиция и бойцов – героев пьесы?

– Я отвечу словами героя другой моей пьесы из этой же серии: «Платон мне сын, кто может быть дороже?!» Он повторяет слова своего командира: «Меня в Суворовском училище, военной академии учили тому, что самая лучшая война – это предотвращенная война. Сегодня не получилось… Почему? Значит, плохо предотвращали, плохо рыли землю. Надо рыть землю в прямом и переносном смыслах.

Про врагов я понял одну вещь: противника не надо бояться, но уважать – надо. А в бою – опережать, потому что или – ты, или – тебя. Понятно? Там такие же Степаны со своими Платонами. Только им успели промыть мозги наши настоящие враги.

К сожалению, в истории масса примеров, когда брат шел на брата. Но все войны заканчиваются миром. Так что мира вам, ребята!»

– А нужно ли писать об этих драматичных событиях постоянно?

– Есть мнение, что к таким темам надо обращаться через 20–30 лет, когда все это станет историей. Наверное, в этом есть резон. Даже главный герой моей пьесы «Платон мне сын…» – журналист Степан – говорит: «Каждый журналист мечтает написать роман. Я, может быть, лет через 10 и напишу…»

Его сын Егор замечает: «Долго ждать… Нам надо здесь и сейчас», а отец отвечает: «Слишком окопный роман получится…»

Но с другой стороны, наши бойцы заслуживают того, чтобы об их подвигах писали романы, ставили спектакли, снимали фильмы уже сегодня. Потому что завтра для кого-то может быть и поздно.

Ведь пока мы «примеряемся» к написанию «эпохалок», наши идеологические противники работают, причем здесь и сейчас, и раньше, и постоянно. На нашем культурном и идеологическом пространстве.

А нам предлагается подождать, когда через 20 лет вырастут новые Толстые или Шолоховы. Они и без того возникнут – есть питательная историческая среда.

В свое время немодный ныне Горький в похожей исторической ситуации задал своим коллегам судьбоносный вопрос:»С кем вы, мастера культуры?»

Вот и нам пора в этом определиться, особенно «мастерам», благоденствующим за счет государственного бюджета.

– Почему, по вашему мнению, выбор жюри пал на вашу пьесу?

– На соискание премии ее порекомендовала петербургскийдраматург и сценарист Елена Радченко. А дальше, полагаю, значение имела актуальность темы.

Также были отмечены особенности сюжета, живые характеры и речь персонажей. Я не стремился использовать в ней средства художественной выразительности, делать ее слишком театрализованной и позволил героям пьесы говорить на их языке.

– А как приняли пьесу режиссеры театров, есть ли желание поставить ее?

– К драматургическому материалу об СВО в театральных кругах относятся с большой осторожностью. Пока такие спектакли – единичные случаи.

Несмотря на это, еще до победы в конкурсе к пьесе проявили интерес. Она включена в шорт-лист 40-го международного конкурса современной драматургии «Время драмы, 2024-й, весна». Вышла в финал конкурса «Герой» (совместный проект Министерства обороны РФ и Национальной ассоциации драматургов).

По заявке художественного руководителя Московского театра-лаборатории «S.T.E.R.» Алексея Гусарова пьесу отобрали в 6-й сезон лаборатории режиссерских читок «Рупор новых имен» в Москве. Читка состоится 16 ноября.

Буду рад, если присоединятся и другие театры.

«Платон мне сын…» – это двухактная история вне зоны СВО. Она тоже замечена – попала в лонг-лист международного конкурса пьес «Поколение-21», проводимого Гильдией драматургов России, и стала финалистом конкурса «Герой» в номинации «Сценарий».

– Где можно познакомиться с вашими произведениями?

– Мелодрама «Жить ради Радия» опубликована на интернет-ресурсе Союза писателей России «Российский писатель», в газете «Литературная Россия» (г. Москва), литературном интернет-журнале «СценГазета» Национальной ассоциации драматургов.

В третьем же из названных изданий опубликован и «Платон…», он также вышел в альманахе «Литературная Пермь».

Летом в московском издательстве «Российский писатель» вышла моя книга «Я – не заморыш» с одноименной повестью и прозой последних лет.

– Как прошло вручение премии?

– Атмосфера в Доме писателей была теплой, исключительно доброжелательной. Награду вручал сопредседатель Союза писателей России, руководитель Санкт-Петербургской организации СПР, известный поэт Борис Орлов.

Я благодарен писательскому сообществу Петербурга, жюри конкурса за то, что меня заметили и отметили. Был рад знакомству с другими питерскими писателям, с которыми, надеюсь, контакты продолжатся.

Отмечу, что Санкт-Петербургское отделение СПР не замыкается в своей столичной «скорлупе». Здесь ищут, находят и поддерживают самобытных авторов из глубинки. Для культурной столицы России маленький Моздок, районный газетчик – это что-то почти экзотическое.

Кстати, в свое время Почетным дипломом премии имени А. Толстого за книгу о Г. Газданове «Место действия – душа» была награждена известная в Петербурге поэтесса и драматург Зинаида БИТАРОВА.

– И традиционный вопрос: над чем работаете сейчас?

– Завершаю крупное произведение, но пока от подробностей воздержусь.

– Желаем успеха и ему, а также всем вашим произведениям!

– Благодарю уважаемую газету и ее читателей за внимание к моему творчеству!