
Из Интернета узнал о смерти 6 сентября дорогого мне человека – Валерия Михайловича Воскобойникова. Ему было 85 лет, не выдержало сердце череды инфарктов. В некрологе сказано о десятках его книг, посвященных детям.
Тема детства не отпускала Валерия Воскобойникова с блокады, которую он встретил в двухлетнем возрасте и до самого освобождения не покидал Ленинград. Понятно, какое отношение у него должно было быть к немцам. Тем удивительнее, что именно в Германию он переехал жить в 90-е годы. Но связи с Петербургом не терял, постоянно приезжал, участвуя во всевозможных творческих мероприятиях и продолжая публиковать новые книги.
Он был очень доброжелателен к людям. Это был его особый дар. Его удивительную доброжелательность многие привечали и, услышав фамилию Воскобойникова, сразу улыбались, как при встрече с очень близким и симпатичным человеком.
Мне повезло знать Валерия Михайловича свыше 50 лет. Помню, как он пришел к нам в ленинградскую квартиру к моему брату, художнику Владимиру Алексееву, с которым вместе делал очередную книгу о блокаде. Внезапно к обсуждению подключилась моя двоюродная сестра, которая тоже в блокаду ребенком осталась в Ленинграде. Ее задел рассказ о шофере Максиме Твердохлебе, который по «Дороге жизни» под обстрелом вез мандарины в детские сады ленинградцев. Сестра сказала, что этого не могло быть при таком жутком голоде. Я запомнил тогда слова Воскобойникова. С какой-то стеснительной улыбкой, обезоруживающей своей искренностью, он сказал: «Но, это правда, я их сам ел».
Сейчас, через много лет, когда я уже сам написал и перевел с немецкого несколько книг про блокаду и бои под Ленинградом, задумываюсь о том, что, возможно, именно Валерий Михайлович дал мне тогда своеобразный посыл к изучению «белых пятен» военной истории.
Вспоминаю еще одну встречу с Валерием Воскобойниковым, которую даже удалось подкрепить фотографиями. Мы летом 2009 года по инициативе писателя Николая Прокудина поехали в Кириши выступать в местных школах. Главным лицом должен был стать писатель Воскобойников. Но звездой оказался любимый питерцами артист Иван Иванович Краско. Нет, Валерий Михайлович, совсем не потерялся. Его тоже с большим интересом слушали. Но для меня лично Воскобойников в те минуты еще больше вырос, как человек удивительно доброй природной скромности.
Таким он в моей памяти и останется навсегда, как человек большого таланта и доброты к людям.
Юрий Лебедев
7 сентября 2024 года,
Бургас, Болгария