О поэтическом мире Бориса Орлова

Сознание долга перед страной определяет не только направление жизни поэта, но и его творческий путь, даёт ему огромную внутреннюю энергию, которая наполняет его художественный мир.  Им руководит могучее желание усилием воли подавлять всё мелкое, незначительное, второстепенное и находить самое нужное для своей лирики, чтобы построить храм поэзии. Но одного желания недостаточно: нужно глубоко чувствовать время, чтобы правдиво рассказать о нём, нужно нести и укреплять в себе природную любовь к малой и большой Родине.

Двадцатый век. Наш путь – холмы да ямы.
Мечты. Недоуменье на лице.
В начале века разрушали храмы,
А фабрики с заводами – в конце.

Разрушенное всё до основанья
По-новому построить предстоит.
Век двадцать первый. Тупики и грани
Проблем…И тишина надгробных плит.

Эти строки взяты из сборника стихов петербургского  поэта Бориса Орлова, с названием «Круговорот времени» (Санкт-Петербург, 2022 г. ). Но если заглянуть в его более ранние сборники ( «Избранная лирика» (1996 г.), «Надо мною лишь вечер и Бог» (2002 г.), «Россия куполами колосится…» (2009 г.), «Звёздный свет» (2012 г.), и в другие, то можно увидеть, что поэт никогда не отрывался от гражданской традиции, признавая главным содержанием поэзии самые веские темы: природы, мироздания, любви, смерти, — заостряя особое внимание на социальных и нравственных вопросах нашей эпохи.

И гнуло, и ломало, и коверкало,
Но выстоял, хотя в глазах тоска.
Картина — одноразовое зеркало:
Мгновенья отразились на века.

Что может быть честнее, откровеннее
Улыбки?! Сбрось тоску и улыбнись.
На полотне остановил мгновение
Художник, окунувший в вечность кисть.

Постигая мир, поэт прежде всего пытается увидеть не только, как он изменяется, но и определить  своё место в этом мире, где происходит рождение и увядание, умирание и новое возрождение. Изменчивость и повторяемость состояния мира находит отражение в душе поэта, который создаёт художественный образ с позиций своего идеала в живой конкретно-чувственной форме.

Борис Орлов – поэт, чрезвычайно взыскательный к себе, это художник слова, душа которого всегда беспокойна в сердечных движениях по направлению к идеалу, к истине. Лирический герой его поэзии остро и тонко чувствует время.  Это социально-историческая личность, которая связана своими корнями с православным мироощущением.

Он чётко осознаёт себя в ряду поколений, стремясь постоянно к духовной свободе, сознавая себя частью более высокого и значительного. Опорой для его исканий становятся переживания со всей страной, со всем народом исторического времени. Эти переживания формируют его национальное самосознание. и устремляют к постижению святой веры.

Особенно ярко эти искания поэта отражены в его сборника: «Россия куполами колосится…» и «Звёздный свет».

Струится время. В нём открытий
Немного… Шляпа с бубенцом.
И я темнею от событий,
Трагичных сердцем и лицом.

И море слушаю, и сушу.
И небо – тысячи дорог,
Темнею. Но молитвой душу
Очищу – мне поможет Бог..

Умение «слушать» было даровано поэту ещё в раннем детстве. Он родился в 1955 году в деревне Живетьево Брейтовского района  Ярославской области. Ярославская земля – это чудесный край русской природы, с богатыми лесами, которые воспеты русскими поэтами, прозаиками и драматургами. «Берендеевым царством» назвал эти места, слушая песнь колоколов, пение птиц, вглядываясь в речную и озёрную глубину, где отражаются утренняя и вечерняя заря, драматург А.Н.Островский.

К ярославской природе стремился поэт Н.А. Некрасов, чтобы «смести сор, навеянный столицей», со своей души и потом возвратиться в город «с запасом сил – и ворохом стихов».

Возвращение  в Живетьево – это возвращение  не только к родному дому, но прежде всего — к земле, которая  несёт в себе черты   тех перемен, которые произошли в былой России. Когда-то   здесь «пела юность» поэта, но теперь «Другие люди поселились тут, Которым нет до прошлой жизни дела». Душа всегда таит больше, чем  может выразить слово.  Но как точно и глубоко переданы в стихах и «корневая» человечность, и соборный характер мышления лирического героя, связанный  с  национальным самосознанием:

Труд с совестью вошли в крутой раздрай,
Взошёл бурьян непроходимой чащей.
Конюшни нет, капустника…Сарай,
Где лён хранился, сломан и растащен.

Живетьево… Жизнь не всегда права.
Не вырастили для крестьянства смену.
Черёмухи спилили на дрова,
А в дождь в деревне грязи по колено.

С болью осмысливает поэт то, к чему вернулся он, как «блудный сын», у которого, «как слёзы, капают слова». Горько осознавать, что теперь «Живетьево живёт на небесах», как и многие соседние селенья. Что же осталось от него? Люди, которым «дела нет до нынешних вождей». Родное Живетьево вызывает раздумья обо всей России, которая стоит, «Как на якорях, На кладбищах – её не сдвинуть с места». Исповедальные строки Бориса Орлова о своей родине становятся свидетельством не только его личной биографии, но и самой личности поэта, который постоянно ощущает себя частью листвы в «круговороте природы» и одновременно собратом поколения, на смену которому придут «новые из плоти поколения».

То трагедии в мире, то драмы –
За безверие платят сполна.
Но возносятся белые храмы
Над страной, что от горя черна.

Жизнь зовёт приниматься за дело,
Сеют хлеб. Ржёт на пастбище конь.
Над селом, что душой протрезвело,
Поднят крест, словно Божья ладонь.

Для лирического героя стихов поэта Бориса Орлова  важны всегда путь, дорога,  открывающие  перед ним  проблемы суетного мира, в котором  многое делается тщетно, напрасно. Но ему хочется, чтобы каждый человек тяготел прежде всего к духовному началу. В его стихах, на первый взгляд, много конкретного, житейского, но лирическое чувство зовёт героя «во всём раствориться», чтобы глубже осознать свой земной путь и прийти  к божественной Вечности.. В контексте таких стихов очень важно для поэта его исповедальное слово, и Борис Орлов часто обращается к нему, что придаёт его лирическому герою умудрённость души. Он старается не растерять всё светлое на своём жизненном пути, осудить заблуждения, метания. Этому очищению способствует возвращение к родным местам, где оживает и слово, раскрывая скрытый душевный родник, помогающий очистить душу от всего случайного, наносного.

В стихотворении «Тихо обживал миры астральные…» очень ярко отражена духовная жизнь  поэта, который сокрушается, что со временем « слова исповедальные погрузились в дрёму и покой». Кажется, что среди «безымянных деревушек». «травы забвенья», среди заросших травой «ближних и дальних» дорог» догорит, как в небе звезда, и сама  судьба  поэта. Но природа чутко отзывается на всякое движение души, пробуждая к новой жизни погрузившегося в «дрёму и покой» человека..

В сердце остывают чувства юные,
Соловьи теряют голоса.
Облетают с неба блики лунные
На поля, озёра и леса.

На рассвете травы музыкальные
Пропоют мелодию реки.
И мои стихи исповедальные,
Как молитву, вспомнят земляки.

О чем же пишет поэт в своих «исповедальных» стихах, наполненных жаждой очищения лирического героя. Он стремится в подробных деталях дать представление о сущности исчезнувшей эпохи, о психологии людей старого поколения, их умонастроениях в русле понимания русского бытия. Особенность этих стихов в том, что рядом с исповедальностью лирического героя мы чувствуем и его внутреннее сопротивление духовной раздробленности эпохи. Его лирический герой — мужественный, суровый художник, находящийся в непрестанном движении, в желании учиться мудрости у природы.

В чашке чёрный кофе. Ломтик хлеба.
Благодать. Душа летит в зенит.
Синее фарфоровое небо
Ласточкою в воздухе звенит.

Выпью кофе. И глаза закрою.
Лучик солнца задрожит на лбу.
Птичий май весёлою листвою,
Как водою, окатил избу.

Не хочу ни шума, ни участья.
В шуме — этим душу не согреть.
Милое доверчивое счастье –
Жить открыто, словно песню петь.

Но в мире людей нет согласья и тишины, потому что «обидами небрежно разбиты сердца в этом мире», «Сомненьями – горькими вехами отмечен извилистый путь человека»,  «Банальные вечные истины Пугают своей новизной». Лирическому герою становится подчас страшно  от  увиденного вокруг себя: когда «в живую плоть стреляют», когда «люди от реформ и революций, озлобясь, превращаются в зверей», поэтому ему хочется иногда плыть не вперёд, а против течения, к предкам, туда, где «в детском смехе тонут сёла», где «звёздный свет – в перекрестьях рам», где хочется молиться и молиться  «на дороге, ведущей в храм».

С мечом играли и с огнём,
Смешали быль и небыль.
Наш век – наш дом. Мы сами в нём
Переставляли мебель.

Но стал бездомен человек –
Мир внутренний разрушен.
Мы обустраивали век,
Не обустроив души.

Возвращение к предкам с большой силой лиризма описано автором в стихотворении «История в фотографиях», где поэт, «как будто в батискафе», погружается в прошлое страны.  Возникают один за другим образы героев — воинов разных времён, которые олицетворяют собой «русский мир», и вместе с тем — это самые близкие и дорогие поэту люди: гвардеец-кирасир – дед; отец – двадцатилетний офицер – среди «тяжёлого дыма», повиснувшего над Сталинградом; друзья, погибшие в Баренцовом море, с укором смотрящие в современный мир.

Враги нас окружают. И вороны
Над сёлами кружат. Ослеп народ.
«Вставай, страна…». Но пятая колонна
Уничтожает армию и флот.

Душа болит. Довольно спать! Довольно!
Нам защищать духовный Сталинград!
Избу покину. И на колокольню
Я поднимусь – и загремит набат.

Образ «духовного Сталинграда» – это очень яркий художественный образ, созданный поэтом, который прошёл через суровые жизненные испытания.

Борис Орлов окончил Высшее военно-морское инженерное училище (1977) и Литературный институт им. А.М.Горького (1985). Начинал он офицерскую службу на атомных  подводных лодках Северного флота. Прослужил в Военно-Морском Флоте почти 33 года. В настоящее время капитан  Первого ранга в отставке.

Поэтому в его поэзии такая пронзительная чуткость по отношению к важным событиям в жизни страны. Вместе с тем его глубоко волнуют негативные изменения в сознании людей, особенно связанные с перестроечным процессом. В лирике, созданной в 90-е годы, преобладает чувство тревоги за страну, за народ, за человека вообще.

Плетёмся к кресту от звезды,
Плутая во мраке кромешном.
Всё меньше под небом святых,
А больше порочных и грешных.

Устали не жить, а играть,
Фальшивых ораторов слушать.
За истину легче отдать
Святую, не грешную душу..

Лирика Бориса Орлова в сборнике «Россия куполами колосится» многообразна по широте тематики и по интонационному звучанию стихов, по ритмике, которая передаёт и чувство негодования против «тёмных сил», и радость поэта, если он становится свидетелем духовного прозрения людей. Эта лирика наполнена до краёв желанием очистить дорогу к храму. Своё сердце, которое наполняется светом Православия, поэт называет «прозревшим».

Не ливень, не северный ветер,
Не ворон, не злое зверьё,
А голубь с оливковой ветвью —
Прозревшее сердце моё.

Являются светлые лица,
Забыты и злость, и раздор.
И сердце – библейская птица
Вьёт в праздничном храме гнездо.

В каждом сборнике Бориса Орлова видна глубокая работа над поэтической лексикой его стихов. Идущая из недр души, в соответствии с содержанием стихотворений, она чётко выражает гражданскую позицию и развивает нить духовности. Следует особо отметить широкое использование самых разнообразных изобразительных средств в его поэзии. Борис Орлов пишет в предисловии к сборнику «Круговорот времени»: «Считаю, что поэтическая речь должна быть наполнена яркими метафорами, сравнениями, гиперболами и другими художественными элементами, украшающими стихотворение. Без них оно напоминает дерево с обрубленными ветками, превращённое в телеграфный столб». И поэт действительно широко использует эти художественные элементы. Приведём лишь некоторые поэтические находки из его стихов: «безумствуют химеры»; «духовный урожай»; «простором душу лечим»; «русская тоска»; «колючей проволоки струны»; «мир возвышен и трагичен, как будто музыка органа», «детская память — Божественный свет»; «неизвестный подлунный поэт».

Лирический герой Бориса Орлова приходит к мысли о том, что человеку нужно учиться мудрости у Божественной природы:

Грач над проталиной греет крыло,
Пар – как прозрачное пламя.
А на душе и легко, и светло,
Будто в намоленном храме.

Поэт не ставит перед собой задачу – пластически выпукло передать панорамные пейзажи родных мест. У него другая цель – отобрать самые важные детали в описании природы, которые придают эмоциональную и смысловую нагрузку всему тексту. В стихотворении «Белеет за рощею храм» воссоздана картина ранней весны в деревне, которая несёт всему миру пробуждение:

Топор за конюшней стучит –
Там чинят телеги и сбрую.
Кричат, возвратившись, грачи –
Вьют гнёзда… И жизнь торжествует.

Струится над лужами пар,
Забыты и вьюги, и стужи.
Открыты и храм, и амбар,
И настежь распахнуты души.

В этом стихотворении, как и во многих других поэтических пейзажных зарисовках, чувствуется непосредственность и цельность переживаний автора, трепетный лиризм, каким обладали многие русские классические поэты. Воссоздан русский мир, частицей которого является лирический герой, находящий в природе отклик своей душе, наполненной надеждой и верой в то, что человек прозреет и поймёт, что, отказавшись от Высшей духовности, потеряв духовную почву, он обрывает свою духовную нить и с миром людей, и с Богом. Эти мысли наиболее ярко отражены в стихотворении, строки из которого взяты автором в заглавие книги «Россия куполами колосится…».

Иеромонаху Александру (Фауту)

Хотя ещё безумствуют химеры
И в грешных душах много пустоты,
Гуляет по России ветер веры
Христовой. Всходят золотом кресты.

Яснее память. Ярче предков лица.
Светлее храм. Пышнее каравай.
Россия куполами колосится —
Хранит Господь духовный урожай.

В наш космически-компьютерный век, охваченный безумной гонкой в области технологий, особенно важным становится голос художника слова, который умеет простыми, негромкими словами  рассказать о том, как гибельна для человека утрата духовно-нравственных сил.

Борис Орлов развивал свой поэтический дар в условиях службы на военном подводном Флоте, где особенно остро можно почувствовать, как нетерпеливо ждёт человека земля, «уставшая от разлуки» с ним. Здесь, в северных просторах, смутно помнится морякам «дыханье солнца». Находясь в экстремальных условиях «холодной войны», о которой стали говорить после развала Советского Союза, в начале 90-х годов, моряки-подводники ощутили острее других людей, на каком тонком волоске держится их жизнь. Они «своею кровью» чувствуют, что такое атомный реактор.

В стихотворении «В конце похода» поэт пишет:

В обители стальной
Нет ни лесов, ни рек.
И тишина порой
Становится безликой.
Но пахнет по ночам
Реакторный отсек
И рощею грибной,
И спелой земляникой.

Долгое пребывание в «обители стальной» среди «безразмерного моря» рождает у поэта и особое восприятие мира, и особые стихи: с чеканным словом, с драматической напряжённостью, с яркой образностью.   Стихи о морской стихии Бориса Орлова можно считать ценным вкладом в русскую поэзию. Во вступлении к книге стихов «Холодная война – глубины океана» (Санкт- Петербург, 2015 г.) поэт пишет: «Служба подводника закалила характер и помогла сформировать государственно – политическое понимание событий, происходящих в стране и мире». К этому можно добавить, что военная служба родила у поэта философский взгляд на мир,  а также – индивидуальное, неповторимое художественное видение, оценить которое по-настоящему можно только при глубоком погружении в текст его стихов.

Ярко просматривается в цикле морских стихов особая цветовая гамма подводного и надводного мира сурового Севера, Она не отличается многообразием красок – это царство белого и чёрного цвета. на фоне которых особенно выделяется красный цвет. Удивительно лаконично и художественно ярко нарисована морская стихия, в которую окунулись российские моряки, служащие на подводном флоте на Севере.

Чёрная подлодка.
Чёрная вода.
Чёрная пилотка.
Красная звезда.

Вместе с автором стихов о море мы погружаемся в «тяжёлое безмолвие глубин», где «спит чёрным космосом вода»: «Таинственных глубин нейтральных темень: Немало в ней находок и утрат». Мир моряка на подводной лодке тесен, а безмолвие «таинственных глубин» беспредельно. Магия глубины и, вместе с тем, постоянная сосредоточенность, которая требуется от моряка-подводника, не оставляют места для сентиментальных мечтаний. Но, вопреки этому, душа поэта-моряка живёт по другим законам. Здесь, на подводной лодке, из-за отсутствия солнечного света сутки удлиняются до бесконечности, рождая иногда в голове причудливые образы.  Обретая словесную оболочку, они поражают нас своей неповторимостью: «Ангелом-хранителем в чёрной пилотке» кажется командир корабля; у которого «в планках орденский китель», во время шторма.  Долгое пребывание под водой при выходе корабля на поверхность рождает у поэта совершенно уникальные художественные образы:

Словно белые ангелы,
На мои плечи садятся метели.
Их зовёт звёздное небо,
Отразившееся в погонах.
А когда сильный ветер
Распахивает огромные крылья
Флотской шинели,
Я становлюсь
Чёрным демоном.
… Скоро  встречу шторм.

Каждое всплытие, когда  «волной ветров» окатывает моряков, они считают «новым рождением». А мир Севера становится для них таким родным и близким: с валунами, которые «в брызгах от набежавшей волны» блестят, «словно луны»,  соснами, которым «на сопках вместиться невмочь», и они  «птицами рвутся с камней».

Полноценные произведения искусства создаются знанием жизни художника, его умением пережить, увидеть, почувствовать, но одно из важных качеств художественного таланта – участие в художественной фантазии.

Борис Орлов в полной мере владеет этим талантом. И служит это качество   определённой творческой цели – умению передавать  в поэтических этюдах сложные душевные порывы и переживания, возникшие в душе поэта.

Стихи о море обращены к современному читателю; в них поэт поднимает много вопросов, касающихся войны и мира, условий выживания человека на Земле. Он пишет о том, что в современном мире человек – заложник «коварных пуль радиации, невидимого дьявольского света». Душевной болью проникнуты стихи «Памяти умерших от лучевой болезни»:

Вокруг ни войны, ни пожарища…
Их смерть, как прыжок затяжной, –
Мучительно наши товарищи
Уходят с арены земной.

От вектора жизни до фактора
Кончины – незримый распад.
В разбуженных недрах реактора
Таится урановый ад.

Стихи о Заполярье, о полярной ночи богаты поэтическими находками автора.  В них много ярких изобразительных средств, особенно сравнений, метафор, эпитетов. Перед глазами читателя – «растрескавшиеся кручи замшелой северной земли», «заиндевелые туманы», которые «прилипли к камням, словно мхи», «отяжелевшее солнце», которое «уже не выкатится плавно», замёрзший   на лету ручей, «сорвавшийся с кручи»; горбатые льдины залива, напоминающие чётки; « впавшие в сон водопадов крутые ступени», «безжизненные реки»…

Одна из главных тем цикла морских стихов, глубоко передающих боль поэта, – это тема уничтожения подводного флота, которому «ломали, как белым птицам, крылья». Автор пишет, что процессом «этим движет не любовь, а зависть и нажива». Трагично и величественно, как гимн – эпитафия, звучит стихотворение под названием «Умирал великий Флот Союза»:

Уходили с палуб офицеры
На причалы, как на эшафот.
И надежды рушились, и нервы
Рвались.  Погибал без боя флот.

Выбросили – и на барахолку,
И в металлолом, и под волну…
Умирал великий флот, поскольку
Был не в силах пережить страну.

В его стихах нарисованы картины  гибнувшего флота:  ржавеющие трубы в трюмах, торпеды, «словно выбитые зубы», вывезенные в подземный арсенал.  Поэту снятся  тревожные сны, в которых  «корабль уходит на глубину  четыре километра», и нет никакого шанса всплыть. Ещё больнее было видеть морякам, как «спущен» и «свёрнут флаг» СССР.

Коренные потребности русской поэзии всегда были связаны с личной позицией поэта, с его общественной неудовлетворённостью, поэтому элегические и гражданские мотивы тесно сливались в стихах русских поэтов, отражая цельное содержание их души. Борис Орлов принадлежит к числу таких современных поэтов, которые чётко выражают свою гражданскую позицию, а лирические чувство у поэта связано с конкретными деталями русского быта и пейзажа.

В предисловии к сборнику стихов «Круговорот времени» (Санкт-Петербург, 2022 г.) Борис Орлов пишет: «Моя поэзия – это моя жизнь. Однако на первое место я ставлю бытие, а не быт. Для меня и мои предки, и мои современники — единое целое. Постоянно стремлюсь постигнуть Православие. Оно – среда обитания русского народа, стержень мировоззрения на протяжении двух тысячелетий. Это ценность нации, которую следует тщательно беречь».

Мысли о ценности Православия наполняют почти всю лирику Бориса Орлова, и это не случайно для человека, вросшего корнями в родную землю, сохраняющего в себе всю полноту восприятия Божественного мира. В его стихах полнокровно живут русская культура и цивилизация… А в центре всего – художественный образ, наполненный его мыслями и чувствами, отражающими его жизненное поведение, его судьбу.

Гражданская позиция Бориса состоит в том, что он, думая о прошлом, настоящем и будущем России, указывает принципиально на её «незападный» путь. Вопрос о русской государственности — один из самых главных для поэта. Историческим свершениям, преобразованиям он даёт собственную оценку, звучащую от имени людей своего поколения, указывая на «уязвимость» происходящего, на ошибки, которые связаны с духовными и нравственными явлениями в русском бытии.

Не случайно сборник поэта «Круговорот времени» начинается стихотворением «Родина».

Двадцатый век. И на его роду
Отметины от пуль, как междометья.
Расстрелян Кремль в 17-м году.
Совет Верховный – в 93-м.

Век подожжён с начала до конца,
Чтоб от страны остались сказки-были.
Но в двадцать первом смыла гарь с лица,
Восстав из пепла и архивной пыли.

Судьба России, как и судьба русского слова, были связаны глубочайшими нитями со всей жизнью нашего народа, с его высокими настроениями, с исканием правды… Русскую литературу всегда отличал духовный рост, который не видят подчас и не могут оценить по-настоящему за рубежом. Во многих стихах Борис Орлов глубоко осмысливает роль России в современном мире. Он пишет о её сложной судьбе, об испытаниях, которые взвалило время на её плечи.

Цветы на гербах… и зверьё,
Сплетение рек и дорог.
Россия – качели, её
То Запад качнёт, то Восток.

Нам в смутное время видней,
Кто рядом – святой иль злодей.
Россия – весы. И на ней
Господь взвесил веру людей.

В стихотворении, посвящённом Николаю Коняеву, Борис Орлов отражает взгляды прогрессивных русских писателей на десятилетнее всеобщее безразличия к судьбе государства, указывает на откровенно грабительскую политику тех, кто в годы «лживой» демократии пришёл к власти, у которой «много рук», как бога у Шивы:

Каждый из нас унижен
Под пирамидами лжи.
Праведным трудно выжить
И невозможно жить.

Вместо посёлков – погосты,
Смотришь – и слёзы из глаз.
Раны из девяностых
Не зарубцуются в нас.

Один из главных аспектов для поэта в книге стихов «Круговорот времени» – вопрос о русском народе на современном этапе. Борис Орлов называет его «рассеянным народом», потому что «русских расплескало по планете», ведь они вышли из девяностых годов, «словно из боя». Однако православный взгляд поэта помогает увидеть самое главное: если русский народ не будет отрываться от православия, он сможет почувствовать его исключительную духовную мудрость, и это может дать и другим народам «благие всходы».

Отроки не слышат Божий глас
На руинах царственной природы.
А Господь рассеивает нас,
Чтоб вокруг взошли благие всходы.

А.С.Пушкин рассматривал бытие как вечное обновление  всего, что окружает человека, что находится в центре его созерцания, его мыслей. Бесконечность, многообразие бытия, его всеобъемлющую  силу чувствует и отражает в своей лирике Борис Орлов, обращаясь к философским знаниям, к своему человеческому опыту, разрабатывая многие темы в современной русской поэзии.

Хочется сказать о теме, не являющейся сквозной в его поэтическом мире, – теме любви и дружбы. Стихи Бориса Орлова на эту тему наполнены атмосферой высокого чувства, грустью или ощущением безраздельного счастья.  Для коллективного сборника любовной лирики «Благословляю всё, что было…», который был подготовлен Союзом писателей России Санкт- Петербургского отделения в 2014 году, Борис Орлов выбрал несколько замечательных стихов, наполненных глубокими душевными переживаниями. Любовь земная, с радостью, с затаёнными тревогами, с полуночным покоем, когда телефонная трубки «у женской розовой щеки» открывает влюблённому поэту целый мир.

Ах, сколько теплоты и обаяния
в негромких фразах
женщин средних лет!
И льётся, сокращая расстояния,
из чёрной трубки
в сердце белый свет.

В стихотворении «Цветок» символическую силу приобретает домашний цветок, который напоминает поэту о его молодости, когда был он «красив, и молод, и любим». А теперь этот зелёный цветок стал связующей ниточкой, соединяющей глубокими сердечными чувствами двух людей. Внутренняя параллель между цветком и чувством любви к женщине, которая ежедневно видит этот цветок, дарует замечательный художественный образ, который становится олицетворением верности и глубины чувств поэта, находящегося далеко от любимой:

И свет зари, и колокольный звон –
всё в памяти красиво… И нелепо:
вокруг – снега, но зеленеет он
в твоей квартире, превращённой в крепость.

Когда проходишь  мимо, не спеши
дверь отворить в позёмку утром ранним.
Цветок – земная тень моей души,
ты согревай его своим дыханьем.

Дымка любовного чувства возникает в стихотворении «Купальщица», которое наполнено мыслями поэта о красоте природы и женщины. Воздушными, нежными красками нарисованы «эскадрилья» несущихся по небу облаков, пространство вокруг женщины, которая «сбросила платье, как крылья, и стала слепяще земной». Увидев такую картину в природе, поэт вопрошает:

Лесные стрекозы летали.
Кувшинки качала река…
В какие нездешние дали
Тебя унесли облака?

«Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. В русском христианстве по-настоящему даже и мистицизма вовсе нет, в нём одно человеколюбие, один Христов образ, – по крайней мере, это главное», – говорит Фёдор Достоевский, внимание которого было особенно приковано   к проявлениям верности русского человека православию и гражданскому долгу.

Поэт Борис Орлов постоянно в своих стихах обращается к этому «живому чувству», к гражданскому долгу, особенно когда он пишет о храмах Руси:

То гунны, то хазары – пыль вдали
Клубилась. Обострилась жизни тема.
И в бой за веру, как богатыри,
Вставали церкви в золотистых шлемах.

По куполам церквей блуждает взгляд.
И не в притон, а в храм придёт Мессия.
Их разрушают, а они стоят.
Пока они стоят – жива Россия!

Лирика Бориса Орлова  покоряет нас правдой сердца поэта, его сыновним чувством к большой и малой Родине. Он выступает против тех, кто зовёт Россию сдаться натискам нового времени, когда люди охвачены только одним желанием: «скопить, продать, купить, перекупить». Но главное оружие христианина – стяг с Нерукотоврным Спасом по центру,  крест Христов, которым победил русский воин-монах Пересвет врага на Куликовском поле.

Противостояние двух сил: Добра и Зла в мире – стало главным мотивом  его новой книги «Добро и зло» Стихотворения. (Москва «Вече»,2023). В ней представлены стихи Бориса Орлова, опубликованные с 2013 года по 2020 год в газете «Российский писатель».

Сложность и противоречивость современного мира, в котором, как в зеркале, отражаются и ошибки, и праведные шаги   человечества, жившего много веков назад, нарисованы поэтом в первом разделе книги. «Эгейский мрамор». Жизнь поэта «вне времени» позволяет его душе путешествовать во времена Овидия, представить себя в роли воина царя Леонида и внимать песне о Трое, побывать на развалинах Херсонеса, услышать «в молчанье колонн таинственный зов Афродиты».

Лирический герой, припадая виском к земле, слышит «речь предков сквозь ордынский скрип телег», и приходит к выводу, что «У древних всё и проще и мудрее, И нам до них расти – не дорасти». Душа его, русского человека, умеет погружаться не только в речь людей, но и услышать, как «Льётся русская речь белоствольных берёз Молодою листвой на поляны», слушать песни полуденного леса, которые понятны и без перевода. Автор восклицает:

Русский я! Не ищу иноземный уют.
Всё моё – и ухабы, и кочки.
Если пляшут – так пляшут,
Поют – так поют,
Вместе все, а не поодиночке.

Всепожирающий вихрь времени поглощает годы, века, тысячелетия:

Мелеет глубь, и гаснет высь
Стирается булыжник.
А кто-то держится за жизнь,
Губя чужие жизни.

Он станет холоден и сед,
Как свет ночной звезды.
И он уйдёт с земли, но вслед
Уйдут его следы.

Борис Орлов, как и многие подвижники русского мира, в своих стихах зовёт не к насилию над другими людьми, а к усилию над самим собой, к умалению в человеке гордыни, тщеславия, «мечты о вечных пьедесталах», призывая жить «по тем Законам, Что дал Иисус Христос».

Среди цикла стихов, опубликованных  в газете «Российский писатель» за 2016 год, в разделе книги «Для русских в жизни честь важней, чем слава», есть стихотворение «Огромная луна», в котором поэту «снится сон во сне, А в нём ещё был сон», где лирический герой «одновременно жил»  «в нескольких мирах», приоткрывая для себя завесу каждого времени, где он мог бы «превратиться в прах»  «И лишь в одном из них Мог обрести жилище».  Но только Творец смог приоткрыть ему Святой Покров, раздвинув «знаний стены». И это позволило лирическому герою ощутить душой «бессмертие Вселенной»

Уникальное мировидение Бориса Орлова, его яркое художественное слововоплощение, рельефность его образов, философская глубина стихов в русле Православия – это его путь к храму Поэзии. Путь это сложен, потому что немало житейских бурь встаёт на пути, но  сердце поэта мужает в схватке с ними, учится встречать  лицом к лицу беды и невзгоды, чтобы подчинить свои силы и волю безграничности мира, благословенной радости понимать и любить  всё сущее на Земле и во Вселенной.

Ещё кадит последняя надежда
И прошлое не надо ворошить.
Но возраст мой такой, когда одежда
Меня спокойно может пережить.

Не завершил своё земное дело –
Свою судьбу не до конца постиг.
Одежды хватит на больное тело,
А для души куплю немного книг.

И воином бывал, и миротворцем…
Сгорело сердце угольком в груди.
А свечку пред Николой Чудотворцем
Поставлю на грядущие пути.

 Любовь Федунова, член Союза писателей России