Взгляд из «ладьи времени»: о литературоведческих книгах Ирины Катченковой

В последние годы всё более заметным литературным явлением становятся не только «золотой» и «серебряный» века русской литературы, но также русский «бронзовый век», выпавший на 1950-е – 1980-е гг. Подобно тому, как бронза является сплавом меди и олова, так и советская литература на «закате социализма» представляла собой «сплав» различных течений: эстрадная поэзия, «тихая лирика», «деревенская проза», эпос… К сожалению, если к «серебряному веку» научный и читательский интерес весьма высок, то литература «бронзового века» после распада СССР на долгие годы оказалась в небрежении. Многие советские писатели были незаслуженно подзабыты или объявлены «ретроградами», «вчерашним днём»: например, – Владимир Тендряков, Василий Белов, Всеволод Кочетов, Анатолий Иванов, Георгий Марков, Иван Шевцов, Аркадий Васильев, Василий Ардаматский… Ещё труднее пришлось писателям последнего «советского» поколения, чей литературный дебют состоялся на изломе эпох. В дальнейшем, «в разворочённом бурей быте» творчество многих из них так и не дошло до широкого круга читателей, затерявшись среди коммерческого чтива, навязанных «ПИПов» («персонифицированных издательских проектов») и графоманского самотёка.

К счастью, в наши дни ситуация меняется: внимание читателей и исследователей вновь повернулось к советской литературе второй половины XX века. Например, литературным и общественным событием стало переиздание нашумевшего в своё время романа Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» (М.: «Вече», 2021). Эта книга не переиздавалась много лет, хотя и оставалась в центре внимания интернет-противников (чаще всего, анонимных), которые исписывали целые «простыни» ругани в адрес «бездарного» и «заслуженно забытого» романа (непонятно, в таком случае, зачем вспоминать о нём почти через 60 лет). Однако, в последние годы появились документальные видеопередачи, литературоведческие работы, где творчество В.А. Кочетова рассматривается объективно (например, статья петербургского писателя Романа Круглова о романе «Чего же ты хочешь?»).

В городах и сёлах работают литературные музеи, открываются памятники советским писателям, мемориальные доски, проводятся литературные чтения, фестивали, отмечаются юбилеи… Из последних книжных новинок о писателях «бронзового века» особо хочется отметить монографию Светланы Егоровой «“Схватить ниточку”: Опыт историко-биографического исследования об Альберте Ванееве» (Сыктывкар, 2023), книгу воспоминаний поэта Николая Рачкова «С любовью и печалью» (СПб., 2024), сборник очерков «Солдаты слова в битве за Родину. Писатели на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» Альберта Измайлова (СПб., 2024)…

Этой же теме посвящены книги писательницы Ирины Катченковой «В ладье времени» и «Мысли и строки», которые одна за другой вышли в 2020–2021 гг. (СПб.: «Реноме»). Некоторые из включённых туда статей ранее были опубликованы в сборнике «Литература и жизнь» (СПб., 2019), альманахах «Под сенью лавры», «Линтула», «Вече», других изданиях. Работы написаны интересно, со знанием дела, образным, живым языком. Автор не просто делится результатами своих исследований, но и ведёт доверительный разговор с читателями.

Несмотря на скромные тиражи, оба сборника привлекли внимание любителей русской литературы и истории XX века. Заинтересовались этими работами и учёные – отечественные и зарубежные литературоведы, филологи-русисты, историки, краеведы Северо-Западного региона России.

В книге «В ладье времени» собраны под одной обложкой статьи и воспоминания о писателях второй половины XX – начала XXI вв., написанные автором в 2014–2020 гг. Читателям открываются малоизвестные или вовсе неизвестные страницы «бронзового века» на примере конкретных имён – таких, как классик «деревенской прозы» Василий Белов, петербургский писатель Николай Коняев, псковский поэт-партизан Игорь Григорьев, поэт Новгородчины Сергей Иванов… У героев книги разные судьбы, литературные и личные, разная степень известности, но все они так или иначе вошли в великую русскую литературу. Всем им довелось застать «закат социализма» и «лихие девяностые», у всех судьбы и творчество географически связаны с Северо-Западом России, который во многих смыслах остаётся terra incognita. Не случайно содержание книги поясняет подзаголовок – «Писатели Северо-Запада России и эпоха перемен». А в целом представленные работы можно отнести сразу к нескольким жанрам – литературоведение, литературное краеведение, мемуары…

Центральное место в книге отведено малоизученным аспектам жизненного и творческого пути Дмитрия Михайловича Балашова (1927–2000) –любимого писателя Ирины Катченковой. Учёный, специалист по русскому фольклору, прозаик, поэт, общественный деятель, художник и даже киноактёр, он приобрёл особую известность историческими романами о русском Средневековье. Дмитрий Балашов очень тщательно относился к описываемым историческим реалиям и языку своих персонажей – в отличие от многих современных беллетристов, чьи исторические сочинения напоминают фэнтези, причем, далеко не лучшего качества.

Изучением жизни и творчества Д.М. Балашова Ирина Семёновна занимается уже более 30-ти лет. Её первая статья на эту тему появилась в журнале «Север» в далёком 1990 году. С 2003 г. писательница регулярно принимала участие в Балашовских чтениях в Великом Новгороде, других научных конференциях – например, в Беловских чтениях в Вологде, конференции «Сергий Радонежский в русской культуре и искусстве» в Российском институте истории искусств (С.-Петербург)… В 2011 г. мы вместе с ней подготовили и издали сборник статей «Дмитрий Балашов: Россия, до востребования…» (СПб.: «Лема»). В новых книгах продолжается рассказ об этом писателе.

Статьи написаны на основе разнообразных источников: И.С. Катченкова внимательно отслеживает новые публикации на интересующие её темы – как научно-исследовательские, так и мемуарные, публицистические. В ряде статей автор использует эксклюзивные документы, фотографии из государственных и семейных архивов (некоторые из них впервые введены в научный оборот), что повышает значимость этих публикаций. Кроме того, И.С. Катченкова лично общалась с некоторыми писателями или с людьми, их знавшими, записывала устные воспоминания, совершала поездки с исследовательскими целями: например, в Великий Новгород, Окуловку (Новгородская обл.), Вологду, Кириллов (Вологодская обл.), Псков, памятные места Ленинградской области… Так, всего за несколько месяцев до его кончины она успела пообщаться с поэтом и художником Сергеем Ивановым, жившим в селе Торбино Новгородской обл. А писатель Николай Михайлович Коняев, автор подробной биографии Д.М. Балашова, стал первым критиком нашей книги «Дмитрий Балашов: Россия, до востребования…».

Поскольку не все литературоведческие статьи вписались в концепцию сборника «В ладье времени», год спустя И.С. Катченкова издала «продолжение» – книгу «Мысли и строки». Интересно, что название было навеяно стихами современного поэта из Московской области Виктора Николаева. В сборник вошли статьи, рецензии, воспоминания, посвящённые писателям и учёным Ленинграда – С.-Петербурга. Конечно, меня особенно порадовала публикация о талантливой поэтессе из поколения и круга «тихих лириков» Ларисе Никольской (1935–1992) – и не только потому, что это моя мама. Приятно, что не забыты ни её творчество, ни она сама. Поэзия Ларисы Никольской остаётся довольно популярной среди интернет-читателей, но при этом, увы, многие стихи представлены анонимно или даже под другим именем. Так, недавно я узнала от московского учёного С.Н. Лебедева, что горе-«знатоки» из интернета порой приписывают поэму Ларисы Никольской «Была в Останкино зима»… Борису Пастернаку (хотя стихи написаны от женского лица).

Ирина Катченкова была лично знакома с Ларисой Антоновной Никольской, но лишь после её кончины по-настоящему оценила её творчество. В сборник «Мысли и строки» также вошли рецензии на книги Ольги Мальцевой и других современных петербургских писателей. Своеобразное литературное «путешествие» в «культурную столицу» дополняют воспоминания о преподавателях Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (almamater Ирины Катченковой) выдающихся учёных Виталии Ивановиче Старцеве и Юрии Павловиче Малинине. А одну из статей И.С. Катченкова посвятила своему любимому писателю Д.М. Балашову. Для многих читателей его имя ассоциируется с Великим Новгородом, куда Балашов перебрался в 1985 г. Однако его родным городом был Ленинград.

«Интересно понять и проанализировать, как постоянные изменения в социальной жизни нашей страны преломились в судьбах и творчестве “инженеров человеческих душ” русских писателей», – написала И.С. Катченкова в предисловии к сборнику «В ладье времени».a Это определение главной авторской задачи можно отнести к обеим книгам, но можно назвать и направлением дальнейшей работы. Ведь изучение «бронзового века» русской литературы, судеб и творчества писателей во времена исторических поворотов по сути только начинается.