Анатолий Белинский: Два лика одного века

6 июня 2024 в день 225-летия Пушкина состоялось заседание Секции критики и литературоведения Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России п руководством Р.Г. Круглова, посвященное обсуждению новой книги Анатолия Ивановича Белинского “Два лика одного века”, предлагаем Вашему вниманию отзыв о ней Татьяны Анатольевны Федяевой.

“В действительности все было не так как, на самом деле…” : рецензия на книгу А. И. Белинского «Два лика одного века» (ИД «Петрополис», 2024)

Этот эпиграф из Ежи Cтанислава Леца предваряет текст новой книги старейшего петербургского писателя А. И. Белинского «Два лика одного века».

Рецензируемая книга посвящена истории взаимоотношений монарха Николая I и поэта – А. С. Пушкина. Хотя афоризм польского писателя по отношению к фигуре Пушкина кажется парадоксальным, но в нем заложен некий второй смысл. В самом деле, всем хорошо известна биография нашего великого поэта, но даже в этом самом «хорошо» заключается некий подвох…

А. А. Блок в своей речи о Пушкине (1921) дал исчерпывающий ответ на вопрос о причинах его смерти. Его утверждение о том, что поэта убило «отсутствие воздуха», общеизвестно. Книга А. И. Белинского как раз и объясняет, что значит блоковское «отсутствие воздуха» и как совершалось убийство Пушкина – движение к смертному часу великого поэта увидено не только как узел неоднозначных отношений царя и поэта, но и как непреодолимая логика времени, в которое поэт жил.

А. И. Белинский прочерчивает линии жизни Пушкина и Николая I от их детства до смертного часа – за публицистическими размышлениями писателя скрывается замысел романный… «Свободный и независимый огонь поэтического гения был не совместим с глыбой льда, которая олицетворяла собой государство русского царя» – безусловно, к такому заключительному выводу книги А. И. Белинского читатель был подготовлен не только этим, но и другими исследованиями. Новым и значимым является путь к этой итоговой мысли, сама подборка фактов, огромный спектр привлеченных источников (дневники, личная переписка, воспоминания), рисующие неоднозначность отношений Царя и Поэта.

Невероятно привлекает в книге сдержанная страстность в изложении давно минувших событий, непреодоленная боль от непоправимо ранней гибели поэта, ведь вся книга – ничто иное, как признание в любви к Пушкину.

Татьяна Федяева,
доктор филологических наук,
член Союза писателей России