Итоги Книжного салона’24. Взгляд из маленького окошка

Итак, завершился Книжный салон на Дворцовой площади. И пришло время подвести итоги, не вообще, а свои собственные: что он нам принес, а чего мы от него не дождались. Все написанное ниже — мое собственное мнение, взгляд из маленького окошка со стенда 13 павильона С под вывеской «Авторы альманаха «Полынья». Никакой попытки претендовать на объективность тут нет.

Продажи по сравнению с прошлым годом шли хуже. Художественной литературой посетители почти не интересовались. Самой продаваемой, в прочем, как и в 2023 году, была книга Татьяны Берцевой «Лучший парк Лесного». Это заслуженный успех — книга уникальна, в ней самая полная и единственная в изданном виде экскурсия по парку Лесотехнической Академии. А поскольку книга была издана к юбилею Академии, в магазины она не поступала. Так что каждый купивший унес домой раритет. Второе место по продажам заняла книга «Повседневная жизнь эпохи Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Андрея Буровского. Тоже экскурсия, но уже не по географии, а по времени — по жизни в Англии в конце викторианской эпохи.

Что за книги были на нашем стенде?

Все наименования я не перечислю. В этом году Салон потребовал от экспонентов сдать списки книг, которые будут на стендах. В нашем списке было ровно 100 наименований. Была проза, была поэзия, публицистика в обязательном порядке, и даже несколько детских книг. Были книги авторов из Союза писателей СПб и Союза писателей России, авторов Литрес и независимых авторов.

Посетители интересовались книгами:

Сергей Рац. Советники Сталина в Испании (1936-1939 гг)

Сонич Матик. Похищенная весна

Полина Сутягина. Трое с маяка, или Булочная на краю света. И ее же Друзья с маяка

Сборник фантастики «Будущему — верить!»

Альманах «Полынья». Первый выпуск «Пробный шар»

Альманах «Невская перспектива», что выпускает литературный клуб «В гостях у Власты». Выпуск 10

Поэзия:

Любовь Хомутова. Подкожные шнуры Бикфорда

Алина Сахарчук. Нераспакованным нутром

Мы представили на своем стенде серию «Чемодан книг». Это наши книги: Иван Карасёв и Ю_ШУТОВА. Изданы они в карманном формате. То, что можно назвать: книга для сумочки. В серии и уже издававшиеся ранее произведения, и новые сборники. И если посетители не хотели брать классическую книгу в твердой обложке за полтысячи рублей, то от предложения маленькой мягкой с ценой от 140 до 270 рублей не отказывались. Поэтому считаю, что сколько бы мы ни спорили о том в каком виде сегодня читают, вывод простой: читают во всех форматах: электронку и аудио, красивые фолианты и дешевый одноразовый покет-бук.

На стенд приходило много людей для того, чтобы пообщаться, как из писательского цеха, так и просто интересных посетителей. Например, французы, купившие книгу Ивана Карасёва «Я жгу Париж» о современных проблемах страны. А еще представители типографий, библиотек, школ. Поэтому делаем вывод: стенд — не ларек на базаре, который должен принести обязательный гешефт, стенд — место общения и завязывания контактов. У нас побывали: председатель союза писателей России Николай Иванов, председатель луганского отделения Союза писателей России Марк Некрасовский, менеджер Дома книги Анастасия Дудченко, художник Станислава Малаховская, авторы Сергей Сороковиков, Сергей Рац, Алинда Ивлева, поэты Ольга Туркина и Влад Черейский, писатели из Союза СПб. И, кстати, писатели нам помогали работать на стенде. Слава благодарности хочу высказать Алексею Салтыкову, Сергею Псареву, Алексею Черницыну. Сонич Матик. И еще Юлии Ивановой, человеку с литературой связанному родственными узами (Юлия — сестра автора Алисы Дж.Кей). Она помогала в прошлом году и в этом тоже, позволяя нам уходить на какие-то мероприятия.

О мероприятиях.

В этом году было очень много творческих встреч, круглых столов и выступлений, так или иначе связанных с темой Донбасса, что, собственно, понятно. Нам тоже удалось выступить на эту тему. 17 мая мы провели творческую встречу «Жизнь и борьба Донбасса и Новоросии. 10 трудных лет». Это был анонс проекта «Мы наши». Провел встречу Иван Карасёв. Участвовали:

Я, Юлия Карасёва, в качестве главного редактора альманаха «Полынья» и сборника художественной прозы «Мы наши». Художник Наталья Толоконникова, чья картина «Седые дети» станет обложкой сборника. Зрители увидели ее несколько картин из цикла «Эхо Донбасса». И Лариса Ратич, поэт и прозаик. Она прочитала прекрасные проникновенные стихи. Вот для примера.

Донбасская колыбельная

Лариса Ратич

 Баю-бай, засни, сыночек!
Нас лупил сегодня «град».
Разгромил четыре точки…
Ты ни в чём не виноват.

Баю-баю, мой хороший!
Скрылся месяц за холмом.
… А вчера – убило кошку,
разнесло соседский дом.

Баю-бай! Так сладко спишь ты,
словно нет у нас войны.
Мы с тобой – “сепаратисты”;
мы живыми – не нужны.

Хочет враг землицу нашу
взять, а нас – похоронить.
Спи, родимый! Завтра кашу
исхитрюсь тебе сварить…

Может, снова волонтёры
привезут хоть что-нибудь.
Мы без хлеба – день который;
ты хотя б во сне забудь…

А руины и завалы –
наша кухня, спальня, зал.
Нынче школьники – в подвалах:
это Вальцман приказал!

Ты запомни крепко, детка,
горя страшного года!
Призовёшь ты всех к ответу,
кто с войной пришёл сюда.

Смелым вырастешь, как батя.
Он погиб, а ты живи.
Ведь у нас героев – хватит!
И к родной земле – любви!

Считаю, что наша встреча прошла успешно. По окончании подходили люди. И новые личные знакомства появились. С писателем с Донбасса Александром Сурниным до этого мы были знакомы лишь заочно по его творчеству, теперь удалось встретиться, как говорится, в офлайне. Завязался контакт с фотохудожником Жаннет Бар, куратором фотовыставки «Цветы с фронта», проходящей сейчас в астраханском кремле.

Где еще мне удалось побывать?

Не очень много где, хотя хотелось посетить массу мероприятий. Я была на встрече «Современный самиздат глазами автора и издателя», где выступали издатель Александр Иванов и писатель Михаил Титов. Михаил Титов более известен как тележурналист. Задала вопрос о главной боли автора-самиздатчика — о дистрибуции. Об этом порассуждаем отдельно.

Речь шла об Ассоциации ВУЗИЗДАТ, которая среди прочих своих дел печатает книги на средства самих авторов. Вот материал от самой Ассоциации:

https://www.mediabooks.ru/knizhnyj-salon-uspeshno-zavershil-svoyu-rabotu/

Что предлагается авторам в качестве дистрибуции?

Бумажные книги продаются через какой-то сайт, к сожалению, я не запомнила название, а через Яндекс не нашла, а электронку можно найти там, где все ее находят — на прозе.ру. Не сказать, чтобы широкая дистрибуция.

Еще в мою личную программу посещений попали два круглых стола. Первый — организованный Литературным музеем «ХХ век» и посвященный образу будущего в фантастике. Материал можно посмотреть здесь: https://t.me/kulturapeterburga/17570  Видеосъемка моя. Эксклюзивно для портала Культура Петербурга. Второй — круглый стол толстых журналов. Мне, как неофиту на этом игровом поле, показалось интересным послушать редакторов журналов, которым уже десятки лет. Кое-кому и сотня, как «Звезде», например. Но, честно говоря, исторический экскурс в тяжелые советские времена с расстрелами главредов мне ничего не дал. Вряд ли я доживу до следующего витка истории, когда редактор вновь станет расстрельной должностью. Ближе к современности бы. Да, еще побывала у коллег — опытных мастеров альманашьего дела. Я говорю про литературный журнал «Невский альманах». Там выступали авторы альманаха, в основном со стихами. Взяла на заметку подобный формат публичного мероприятия.

Пофотографировала автограф-сессию Донцовой, но сама в очередь не встала.

О личных итогах Книжного салона, собственно, все.

Юлия Карасёва, главный редактор альманаха «Полынья»,
член Союза писателей Санкт-Петербурга.