50 лет назад, 23 апреля 1974 года, Байкало-Амурскую магистраль провозгласили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Этот день по праву считается точкой отсчета в истории БАМа.
Это было, по большому счету, третье строительство БАМа. Сначала магистраль — по несколько другому маршруту — начали возводить в 1930-е годы. Именно тогда впервые на разведке трассы в трудных погодных условиях стали использовать авиацию.
Важную роль в строительстве играли и заключенные. Но выполнить план тогда не удалось: помешала война. И даже построенную дорогу пришлось в 1942 году разбирать. Ее рельсы и шпалы пошли на строительство сталинградской рокады — железной дороги, которая снабжала фронт и помогла Красной армии сломить сопротивление врага в Сталинградской битве.
Возрождение великого проекта началось с выступления Леонида Брежнева в марте 1974 года в Алма-Ате на собрании, посвященном 20-летию начала освоения целинных земель.
Стране нужен был второй выход к Тихому океану, помимо Транссибирской магистрали, которая проходила слишком близко к Китаю, отношения с которым в то время складывались сложно. К тому же освоение района “от Байкала до Амура” сулило стране многомиллионные доходы — на разработке десятков различных ценных месторождений.
Источник: https://t.me/Carstvo_39