История – это про нас

Двадцать шестого марта в Петербургском Доме писателей прошла презентация книги посвящённой тому, что волнует сейчас не только всех жителей нашей страны, но и множество людей за её пределами. Как известно, на юге России проводится Специальная Военная Операция, а, в сущности, идёт настоящая суровая война с жестоким и сильным противником, противостояние агрессии объединённого Запада. Кто-то считает, что это Гражданская война, а кто-то, что Третья Мировая. Но, как ни назови, – люди воюют, совершают подвиги, кровь льётся, некоторые получают ранения, кто-то гибнет, города разрушаются. Отношение к этому не может быть нейтральным. Тот, кто заявляет, что это его не касается, по факту, оказывается на стороне наших врагов.

У войны должен быть свой голос. Кто же может своевременно и эмоционально откликнуться на происходящее? Конечно, поэты.

Некоторое время назад капитан 2 ранга запаса, член Союза писателей России, Михаил Анатольевич Зверев, обнаружив, что в сборнике «Воскресшие на Третьей мировой» под редакцией З. Прилепина, А Колобродова, О. Демидова, незначительно представлены петербургские поэты, решил продолжить это начинание и создать свою антологию.

Михаилом Анатольевичем проделана большая работа, достойная всяческого уважения, им собрана и отредактирована книга «Поле битвы. Русские поэты о войне и мире», антология русской военной поэзии 2014-2023гг. Но, что не менее важно, он сумел найти средства для издания книги достаточным тиражом. Общественным движением «Великоросс» и, в частности, основателем одноимённой торговой марки, Алексеем Владимировичем Минаевым была оказана необходимая финансовая поддержка. Название книги было предложено Николаем Фёдоровичем Астафьевым.

В книгу вошли произведения 49 поэтов и 5 авторов песен из Санкт-Петербурга и других городов страны. Авторы, представленные в книге, разные, непохожие друг на друга, их произведения разнообразны и по содержанию и по форме, а тема, заявленная уже в заглавии, «о войне и мире» раскрывается всеми по-разному. Но есть многое, что их объединяет: любовь к Родине (именно так с большой буквы), тревога за людей, воюющих за её безопасность (а. по факту, за само её существование), ненависть к врагам, скорбь по погибшим, вера в победу, призывы к отстаиванию правды и справедливости. Война – время, когда чувства обостряются до предела, когда в стихах даже личные переживания звучат как гражданская лирика, когда поэтам можно простить случайные формальные недочёты в отдельных стихотворениях, даже возможные пафос и декларативность в данном случае могут быть уместны. Особенно ценно, что в книгу включены стихотворения нескольких непосредственных участников Специальной Военной Операции.

Я уже писала раньше, что хорошая поэзия – витамин для души. Авторы стихов формулируют и озвучивают то, что хотели бы сказать многие, учат войну говорить. Люди, читающие то, что созвучно их мыслям и чувствам, понимают, что не одиноки, что у них много единомышленников и становятся сильнее от этого.

Стихи, конечно, разные по мастерству и воздействию, с некоторыми высказываниями можно поспорить, но есть страницы, которые трогают до слёз. Хотелось бы написать обо всех авторах, всех произведениях, но в небольшой рецензии это невозможно, да и не нужно, поэтому упомяну только некоторых, выбрав наугад.

Владимир Леонидович Скобцов, дончанин, автор известной песни «Донбас за нами» в своём стихотворении «Надо жить» пишет, что «жизнь уже не станет прежней», и далее: «Уже не скроешься в столице / и не укроешься в морозы. / К тебе воротятся сторицей / чужая боль, чужие слёзы. / Уже забудется едва ли / судьба, пробитая осколком. / Нас слишком долго убивали, / но жить в России надо долго».

Дмитрий Анатольевич Ермолаев из Мурманска так образно изображает Россию: «На плечи мира шубой брошена / – Полсвета обняла одна: / Поверху снегом припорошена, / Внизу жарой опалена. / Народы-нити тканью сотканы, / Узором сплетены в родстве: / Бурят, калмык, саам, а всё-таки / По праву – русский человек». Он пишет о желанном русском контрнаступлении:

Время гнуло, ломало –
я снова вставал,
Чая русское контрнаступление.
Кто ударит в штыки
в смертной битве святой?
Рядовыми со мной и с тобой
в отделении
Пушкин, Тютчев, Рубцов,
Достоевский, Толстой.
Это русское контрнаступление.

Ещё приведу несколько строчек этого автора: «Не ради почестей и славы / Идут в штыки в последний бой, / А ради веры и державы, / По сути – ради нас с тобой».

Дмитрий Матюшкин из Рязани – в настоящее время воин-доброволец на передовой, предупреждает тех, кто не понял: «Мы, как бурые медведи, / спали в собственной берлоге. / Зря будили нас соседи. / Добудились, бандерлоги! / Перед вражьим злобным лаем / в бой идём и держим строй мы! / Сами войн не начинаем. / Мы заканчиваем войны!»

А вот стихи Ольги Валериановны Коршуновой из Пензенской области, «Рассказ беженки из Донбасса», о больном, страшном, о пережитом: « Я спасала детей, уводя их в подвал, И не знала, что будет сегодня и завтра, / А снаружи летел не дождя дикий шквал, / А снарядов и мин от безудержных залпов. / Я спасала детей. От кого? От чего? – /От родной незалежной своей Украины! / Для неё мы – ничто! Каждый тут ей – изгой! / Мы – как мыши в подвале. Над нами – руины. <…> Лишь Россия нам руку с добром подала –/ Мне и детям. И низкий поклон ей за это!».

Андрей Иванович Краснобородько из Ленинградской области, ветеран боевых действий, подполковник запаса, не понаслышке знает о войне. Он серьёзно поучаствовал в оформлении книги, украсил её своими рисунками. А вот его поэтическая зарисовка «Глаза» о женщинах-медиках на войне:

Он лейтенант, она сержант медслужбы –
Нашла его в воронке за горой,
Когда огонь снарядов разутюжил
Палаток новых безупречный строй.
В беспамятстве он был почти неделю,
Когда попал в армейский медсанбат.
Она молилась у его постели,
Промакивая слёзы о халат.

Алексею Иольевичу Витакову из Москвы удаётся в жёстокость военной темы внести немного романтики: « Откуда взялся ты, кораблик, / Такой весь белый пароход, / Когда закат в багровой марле, / Когда кровит сквозь бинт восход? / Откуда ты, когда на выстрел / Летит самоубийцей мир, / Когда дошкольники по свисту / Распознают калибры мин? / Откуда ты такой счастливый / И лёгкий, как младенца сны, /Такой далёкий от распилов, / Не понимающий войны?»

Нельзя не упомянуть Стрелкова Андрея Евгеньевича из Санкт- Петербурга. Его стихотворения выделяются силой высказывания:

В стихотворении «Размышление перед Девятым Мая» он эмоционально высказывается о судьбе Родины: «Нам становиться щитом. Просто выбора нету. / Мир примеряет к виску максимальный калибр. /Тут либо насмерть стоять, либо сгинуть со света – / Вот и весь выбор… / Дай же ты, Бог, чтобы мы оказались готовы / К страшной цене, что платилась когда-то дедами. / И напоследок прошу: не спешил чтобы снова / Искариот приходить с целованьем за нами.»

Илья Валерьевич Оленев из Ростова-на-Дону, участвующий как волонтёр в гуманитарных миссиях в Новороссии, имеет полное право писать так: «Пусть сотрутся из памяти все имена – / Нас запомнит история по позывным. / Потому что история – это про нас. / Потому что с врагом не играют в слова. / Против немца в ножи вышел русский Донбасс, / Против немца стоят Ленинград и Москва. / И покуда колотится сердце в груди, / И во фляге остался последний глоток, / Ничего не загадывай – просто иди. / Видишь – время настало такое, браток». Но его стихи не только о суровых воинах, ведь в прифронтовых городах, где можно попасть под обстрел, живут и дети:

Может это такая игра:
Злой волшебник стреляет из пушки.
И в округе грохочет с утра,
И в округе привычен погром.
Слава Богу, что есть у неё
Шестилетний вихрастый Андрюшка.
Он настойчиво чертит своё:
Он рисует спасительный дом.

Галина Генриховна Шапкина из Москвы вот так проникновенно представляет чувства отца солдата: «Луна над Атамановкой, луна… / Блестящая, как после капремонта. / А где-то там, за гранью горизонта, / Безумствует гражданская война. / И сын устало дремлет в блиндаже. / Я чувствую в ночи его дыханье. / И чёрное чужое мирозданье / Висит над ним на дальнем рубеже. / Многострадальна нищая свобода, / Но без неё и жить-то на хрена? / Я провожаю сына раз в полгода / Туда, где не кончается война… /А после коротаю ночь без сна…»

Шабрин Павел Валерьевич из Санкт-Петербурга, капитан запаса, доброволец, участвовавший в военной операции в составе ЧВК Вагнер, пишет о врачах на войне, удивляясь и восхищаясь их работой: «У них нет ни праздников, ни выходных, / Лишь пару минут перекур, передых, / И снова, взяв скальпель, иголки, ножи, / Сражаться со смертью за жизни должны! / Они над столами, как Боги, творят, / И тащат на свет из «тоннеля» ребят, / Кровавую плоть, рваны раны латают, / Бойцов искалеченных в мир возвращают!»

Сычёв Артём Иванович из Санкт-Петербурга, доброволец народного ополчения ЛНР, участник СВО, в стихотворении «Не бойся, я с тобой» образно рассказывает о своём ангеле хранителе, принимающем на себя все удары: «Мне пуля только чиркнула по каске, / И я тогда подумал: «Повезло!» / Мой ангел рвал одежды на повязки, / Бинтуя перебитое крыло».

А вот стихотворение «Держись, братан!» – звучит как репортаж из окопа во время боя: «Я почти оглох от взрыва / И не вижу из-за дыма, / Я на дно окопа сел. / Я надеялся, что мимо, / Только мой братишка Дима / На секунду не успел. <…> Мне б БК хватило только! / Вражья не молчит зелёнка, / Трассер рикошетом ввысь. / И последняя граната / Наготове, если надо. / Сам себе кричу: «Держись!» / А потом я в.медсанбате / Что-то бредил о комбате, / О приказе, что был дан. / Медик резал, штопал, шил, / А мне Архангел Михаил Говорил: «Ты смог! Держись, братан!»

С любовью и нежностью пишет Артем Иванович о женщинах, вяжущих носки для воинов: «Петелька за петелькой, за рядочком ряд. / Вяжут женщины носки. На войну. Для сына. / Привязали мамы к Родине солдат / Шерстяною нитью, будто пуповиной».

Ещё одно стихотворение Сычёва – до слёз:

В сторону Авдеевки выдвинулись маршем мы.
Деревеньки малые вдоль по объездной.
Тенты наши пыльные буквой «Z» украшены,
Вслед крестила бабушка старческой рукой.
А мы все бывалые – стреляные, битые.
В кузове нас четверо да в кабине три.
Провожала каждого слёзною молитвою
И крестила меленько всех, кто был внутри.

В сборнике ещё много интересных авторов, и прекрасных стихотворений. Есть стихотворения о Великой Отечественной Войне, о шествиях Бессмертного Полка, о «батальоне обгорелых подсолнухов», о фронтовом коте, об изготовлении женщинами маскировочных сетей и ещё много о чём, но не могу рассказать всё. А заинтересованным рекомендую читать книгу.

Скажу ещё об авторах, что многие из них люди довольно пожилые: двум уже за восемьдесят, а самым молодым уже за сорок. К сожалению, по каким-то причинам более молодые поэты в сборнике не представлены.

Скажу несколько слов о том, что в книге не понравилось. Не буду называть фамилию автора, но в одном из своих стихотворений, довольно длинном, он пишет о войне: «Мы помрём на ней поголовно», «Все погибнем мы неизбежно», «Мы не выживем в этой бойне», «Все вы сгинете в адском пекле», «Мне тебя успокоить нечем», «Видно, время хорошим людям преждевременно умирать». Мне кажется, что подобные стихи не порадуют, не придадут бодрости нашим воинам на фронте, а ведь книга будет туда послана.

Другой бойкий автор называет отступление наших войск из Бучи таким стыдом и «убийственным позором», с которыми уже и жить невозможно. Я так понимаю, что это пишет один из тех «стратегов», которые учат генералов воевать, не вставая со своего дивана.

Можно найти в книге ещё несколько спорных высказываний и погрешностей против стихотворной формы, но их немного и, наверное, не бывает бочки мёда без капли дёгтя. А в целом, – книга, как мне кажется, удалась.

В сборнике имеются также песни с текстами и куаркодами, их, очевидно, можно прослушать при помощи смартфона. Но про песни я ничего не могу сказать.

Хочу ещё привести два высказывания разных литераторов о том, нужно или нет сейчас писать на злободневные, «газетные», темы. Довольно известная, наша Петербургская поэтесса Екатерина Полянская пишет так: «От войны не желай себе славы, / Скороспелым стихом не греши, / Не бренчи, не витийствуй лукаво, / Громозвучных словес не пиши. / Не спеши на парнасскую горку, / На чужой не красуйся крови <…> Перед Богом за каждое слово / Полной мерой тебе отвечать».

А вот, что пишет в газете «Культура» Андрей Геннадьевич Рудалёв, литературный критик и публицист, участник и один из создателей «Союза 24 февраля»: «Писать – это главный императив. Не дать раствориться героям, событиям, подвигам и человеческому на войне. Не дать всё это вымарать, извратить и оболгать».

Эти два высказывания на самом деле не противоречат друг другу. Их противоположность – кажущаяся. Писать надо о том, о чем хочется писать, что волнует, о чём душа болит. А самая волнующая и больная тема сейчас военные действия. О них писать конечно надо, как утверждает Рудалёв, но писать так, как призывает Полянская: не ради почестей и славы, не для того, чтобы себя показать, а чтобы посильно поддержать нашу страну в её борьбе.

В конце хочется ещё раз поблагодарить Михаила Анатольевича за проделанную работу, за интересную книгу, за его, можно сказать, «специальную поэтическую операцию».

Светлана Хромичева