87 лет назад, в 1937 году, фашистский легион «Кондор» немецкого Люфтваффе совершил налет на Гернику – столицу басков. В результате многочасовой бомбежки город был буквально стерт с лица земли, большая часть населения погибла. Этот трагический эпизод Гражданской войны в Испании, потрясший тогда весь мир, послужил толчком к созданию картины известным художником Пабло Пикассо, тяжело переживавшим случившееся. Он создал свое громадное полотно (размером 7,8 х 3,5 м) всего за один месяц и представил на Всемирную выставку в Париже 1937 года.
«Герника», выполненная художником в стиле кубизма в черно-белой палитре, давно уже стала признанным во всем мире символом – обличением фашизма, ужасов войны и всего мирового Зла. Как отметила сразу же после демонстрации картины известная деятельница республиканского движения в Испании Долорес Ибаррури, «Герника» – страшное обвинение фашизму…
Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи».
А через 35 лет, в 1972 году, в канун Рождества и Нового года американские самолеты В-52 нанесли по борющемуся за свою свободу Северному Вьетнаму самый мощный бомбовый удар. 26 декабря в результате налетов полностью была разрушена густонаселенная улица Кхамтхиен в центре Ханоя. Свидетельствуя об этом, 24-летний поэт Лыу Куанг Ву (впоследствии известный писатель, поэт и драматург) тогда же написал стихотворение «Кхамтхиен. 1972»:
1972 год! Возможно ли это?
Посмотри на небывалое массовое убийство!
И это в год, когда человечество
Запустило корабли в космос
И на земле не было места,
Где бы ни говорили о любви?!
Герника не так трагична.
…………………………………
Кто совершил преступления?
Кто позволил преступления совершать?
Политики, поэты,
Разрушительные умы, делающие бомбы,
Господствующие идеи стран,
Верховный лидер каждой партии в мире –
Вы говорите: все это для человеческого счастья.
Но людей сейчас убивают,
Мертвым больше не нужно
Такое ваше «благодеяние».
(Перевод Нгуен Куинь Хыонг)
В феврале нынешнего, 2014 года мы отметили 80 лет со дня окончательного снятия блокады Ленинграда, который фашисты уничтожали в течение почти 900-сот дней и ночей, сбрасывая многотонные бомбы и обстреливая из самых мощных орудий-мортир многомиллионный мирный город, обрекая людей на голодную и холодную смерть:
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Так с декабря кочуют горожане,
За много верст, в степной туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий.
Отыскивая угол потеплей.
……………………………………….
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
В руках бидончик — это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа, —
Товарищи, мы в огненном кольце.
(О.Берггольц)
Здесь госпиталь. Больница. Лазарет.
Здесь красный крест и белые халаты;
Здесь воздух состраданием согрет,
Здесь бранный меч на гипсовые латы,
Укрывшие простреленную грудь,
Не смеет, не дерзает посягнуть.
А вестибюль приемного покоя…
Там сколько жертв! Их привезли сейчас.
Все эти лица, голоса… какое
Перо опишет? Девушка без глаз
(Они полны осколками стекла)
Рыдает, что она не умерла.
(В.Инбер)
Но город стоял и выстоял, он сражался и не сдался, наш город- Герой:
Красногвардейцы, вспомнив о былом,
Формировали новые отряды,
И собирал бутылки каждый дом
И собственную строил баррикаду.
И вот за это долгими ночами
Пытал нас враг железом и огнем.
(О.Берггольц, Муза осажденного Ленинграда)
А сегодня все те же фашисты – украинские нацисты и их хозяева снова уничтожают американскими ракетами и бомбами города и поселки нашего многострадального Донбасса, дома и улицы мирного Белгорода:
Трупы улиц завалены мусором
Домов. По городу бродит беда.
В провалах окон темно и пусто.
Донбасс. Расстрелянные города.
(Виолетта Бош, Луганск)
Но люди не сдаются, а сражаются бок о бок со своими российскими братьями, которые не бросили их в беде и пришли на помощь:
Не сломать Донбасс супостатам!
Горд и смел наш шахтерский рай!
С нами Бог и святая Правда,
И любимый до боли край.
(Анна Сыромятникова, инв. 1 гр., Макеевка)
И вот теперь «22.03.24» – Москва, Красногорск, 20 часов вечера!!!
Мирные люди, молодые и не очень, целыми семьями, влюбленные, инвалиды, дети – шли в прекрасный концертный зал «Крокус» (это же нежный весенний цветок!) имени великого певца Муслима Магомаева, чтобы слушать музыку – и попали под пули!..
139 погибших и 182 пострадавших стали жертвами нелюдей, пришедших убивать за деньги. Но мы хорошо знаем, что эти зомбированные убийцы – лишь исполнители воли тех, кто их нанял, кто жаждет господствовать на Земле и не хочет для нее мирной жизни. Вот что написал об этом уже на следующий день после трагедии известный поэт, музыкант, актер Крымского драматического театра К. Фролов-Крымский:
Москва. Святая пятница. Теракт.
Довольный Запад потирает руки.
Он – спонсор и зачинщик. Это факт
Бесчеловечной дьявольской науки.
…………………………………
Кто исполнитель? Это низший слой.
Там в голове лишь смрад и горстка пыли.
Его ведут конкретно на убой.
Мавр сделал дело – и о нём забыли.
За океаном есть одна страна,
Для мира – загнивающая рана.
Там тёмной силой правит сатана.
А вот и слуги – Зеля и Буданов.
Нас хотят запугать, но мы скорбим ВСЕЙ страной, массово несем цветы к стихийно возникшим мемориалам, идем сдавать донорскую кровь для пострадавших, готовы помогать им ВСЕМ миром.
Поэтому мы говорим: ОНИ НЕ ПРОЙДУТ, террористы и фашисты любых мастей не пройдут («Но пасаран!»), недаром же наш народный поэт Н.Некрасов говорил еще в 19 веке:
Вынес достаточно русский народ…
……………………………………
Вынесет все, что господь ни пошлет,
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
А чтобы все было не так уж «пафосно», еще раз обращусь к словам К.Фролова-Крымского, горьким, справедливым, но предостерегающим и адресованным всем нам:
Но мы-то почему им дарим шанс
Спокойно, нагло совершать злодейство?
Перед собой и близкими греша,
Мы в Абсолют возводим лицедейство!
Глаза откройте! Истина проста.
В оценку горя смуту не вносите!
Вчера был день Великого Поста!
Какой же тут «Пикник» и «Крокус Сити»?!
Ида Андреева,
кандидат филологических наук.