Вернётся ли пейзаж в современную литературу?

14 марта 2024 года в Доме писателей Санкт-Петербурга прошло заседание секции прозы Петербургского отделения Союза писателей России, посвящённое теме пейзажа в современной литературе.

Вечер начался фортепьянной музыкой, исполненной известным пианистом Олегом Пустынниковым. Литературным камертоном послужило чтение пейзажных отрывков из повести «Жизнь в ветреную погоду (дачная местность)» А. Битова и из книги «Слово лешему» Г. Горышина. Вечер вёл председатель секции прозы Александр Скоков. Открывая дискуссию, он сравнил произошедшее в отечественной литературе в 1990-е годы с крушением поезда и выразил уверенность, что лучшие литературные традиции в обозримом будущем удастся восстановить.

Прозаик Виктор Кокосов поддержал заданный ведущим гражданственный настрой и указал на то, что без пейзажа настоящая литература немыслима; он напомнил о разных функциях пейзажа в тексте, а в качестве примера отличной пейзажной прозы привёл рассказ «Бежин луг» И. Тургенева.

Литературовед Татьяна Царькова осветила приёмы Н. Некрасова, мастерски использовавшего пейзаж в своей поэзии. Далее почти все выступавшие говорили о пейзаже как в теоретическом ключе, так и приводя конкретные примеры. Прозаик и кинематографист Александр Александров подчеркнул актуальность этой темы. Сам он не раз писал на сюжеты, связанные не с городом, а, например, с тайгой. Эссеист Евгений Антипов привлёк внимание к проблеме подражателей: кому-то показалось, что пейзаж стал «не моден», и появилась масса желающих избавиться от пейзажа.

Прозаик Ирина Катченкова поделилась мыслями о ландшафтной составляющей в произведениях В. Белова – зачитала прекрасные отрывки из его повести «Привычное дело». В. Солоухин – также признанный мастер пейзажной лирики в прозе; о нём и о других признанных писателях предложил своё эссе отсутствовавший на вечере философ Василий Чернышов – его текст зачитал ведущий.

Прозаик Нина Темнова сосредоточилась на творчестве Ф. Абрамова: развёрнутых описаний природы у него почти нет, но небольшие пейзажные вкрапления добавляют в его тексты свет. Абрамову посвятила выступление и известная поэтесса Людмила Баранова: зачитав отрывки из его произведений, она поделилась воспоминаниями о поездке на его родину.

Прозаик Александр Андрюшкин разобрал рассказ Н. Коняева «Дальний приход», показав на этом примере, как пейзаж используется в современной прозе православного направления. Прозаик и критик Людмила Бубнова зачитала две миниатюры В. Голявкина: сами по себе «не пейзажные», они создают удивительно точную картину нашей жизни.

Художник и прозаик Игорь Дядченко размышлял о влиянии духа времени на искусство, например, о том, почему сегодня в живописи нет нового М. Шишкина. Прозаики Сергей Псарёв и Игорь Михайлов внесли вклад в дискуссию тем, что каждый из них прочёл по отрывку из собственной прозы. Прозаик Виктор Шепеленко обратил внимание на отток населения из деревень: это привело к тому, что о деревенской природе не то чтобы некому писать, но сузился круг хорошо её знающих.

Многие выступавшие с убеждённостью высказывали следующую мысль: проза, в которой не показана природа, суха и лишена жизни, однако – увы – именно такая проза сегодня нередко правит бал.

Своеобразный итог подвёл председатель Петербургского отделения СП России поэт Борис Орлов, прочитавший свои юношеские стихи о русской природе. Он же вручил ведущему вечера Александру Скокову «Золотую Пушкинскую медаль», которой прозаика наградил Союз писателей России.

Завершая заседание, А. Скоков выразил мнение, что оно удалось: прозвучали важные мысли, наблюдения, предложения. Русская проза может и должна преодолеть тот разрыв, который произошёл в ней в 1990-е годы; залечить эти раны, передать новым поколениям эстафету классической литературы могут, в том числе, присутствовавшие на вечере.

Александр Андрюшкин,
писатель, переводчик, член Союза писателей России, член секции художественных переводов Петербургского отделения СП России.