
Вечер памяти Надежды Перовой прошёл 5 марта в Союзе писателей России (СПБ отделение). Она ушла от нас год назад, улицы тогда были завалены высокими сугробами, через которые приходилось перебираться, чтобы попасть к больнице, где состоялась панихида. Когда батюшка сказал: «Теперь машина пойдёт к крематорию», у меня будто бы оборвалось сердце. Долго и сильно оно потом болело.
И люди, которые собрались помянуть Надежду Ивановну уже через год после ухода рассказывали о её преждевременной смерти с такой болью, будто не год пролетел, а всего лишь непродолжительный срок. Видимо, память о таких людях, как Надежда Ивановна, бывает долгой и верной.
Вечер памяти писателя Надежды Перовой организовал и провёл председатель секции художественно-документальной прозы Сергей Васильевич Рац. Надежда Ивановна после того, как была принята в Союз писателей России (СПб отделение) всегда и с большим интересом посещала мероприятия этой секции, принимала активное участие во всех обсуждениях. Уже серьёзно заболев, она успела познакомиться с новыми членами секции и написать критико-аналитические статьи об их произведениях.
В вечер Памяти из типографии привезли на мероприятие новую книгу Надежды Перовой «Елена Осиповна Лихачёва и её время». Автор не успела её подготовить к печати при жизни, большую работу по этой части провёл писатель Владимир Васильев, он занимался книгой и в типографии, и на вечер памяти тоже доставил он.
Эта книга из серии книг и очерков по истории женского движения и образования в Санкт-Петербурге с XVII века по середину XIX века. Надежда Ивановна и начинала свою писательскую деятельность с описания жизни и становления выдающихся женщин России.
Специально к этому вечеру из квартиры Надежды Ивановны Галина Борисова привезла её большой портрет, который был подарен С.В.Рацу. А уже он предложил открыть при Союзе писателей галерею портретов санкт-петербургских литераторов. Поживём, увидим, приживётся ли эта идея.
Надежда Ивановна осталась в воспоминаниях многих людей, и некоторые из них присутствовали на Вечере её памяти. Одной из первых выступила Наталья Петровна Митрошина. В своё время она возглавляла Комитет по образованию и была Советником мэра СПб. Она рассказала о совместных делах с Надеждой Ивановной. Рассказала досконально, достоверно и увлекательно.
Потом выступила с воспоминаниями Тамара Александровна Черныш. Она подготовилась заранее, помогала себе письменной зарисовкой, рассказала, как Надежда Ивановна, уже будучи больной, практически каждое утро звонила ей и читала новый сонет, который написала прошедшей ночью и просила дать на него незамедлительный ответ. Надежда Ивановна торопилась высказать себя, так как её поэтическая натура требовала выхода в более широкий мир, чем ночные бдения. Общение этих двух женщин предполагали и совместные походы в театры, на концерты. После одного из концертов, где исполнялись песни Якова Дубравина, они пошли в нотный магазин, и Надежда Ивановна подарила подруге ноты, где было написано, что слова «Петербургского вальса» принадлежат Надежде Перовой.
Своим стихотворением поздравил присутствующих с наступающим праздником весны и 8 марта контр-адмирал, ветеран военной контр-разведки Николай Николаевич Соцков.
Надежда Ивановна помогала в своё время и вводила в круг петербургской общественности литератора Зою Десятову, которая недавно перебралась из шукшинских мест в СПб.
О своём знакомстве и более чем тридцатилетней дружбе с Надеждой Перовой рассказала и Зоя Бобкова. Мы познакомились в красивейшем месте Ленинградской области, селе Рождествено. Когда Надежду Ивановну приняли в Союз писателей, дружба укрепилась ещё и литературным сотрудничеством. Книжные салоны, выступления на Книжных аллеях, многочисленные презентации своих книг создали и творческую атмосферу между нами. Надежда Ивановна практически каждый год выпускала новую книгу о женщинах прошлого, а потом и о современницах. Свои презентации она проводила обычно пышно, в Музеях или дворцах Северной Пальмиры. Однажды на моей презентации в Союзе писателей моего первого романа «Полёт сквозь бездну» один литератор выступил с критикой. Утром мне звонит Надежда Ивановна и говорит: «Я всю ночь не спала, но написала предисловие к своей новой книге. Она будет называться «Зоя Бобкова и её путь-дорожка от Харбина». Оказывается, она 12 лет собирала материал обо мне из моей газеты «Приневский край» и моих книг. Новая книга была быстро написана и напечатана.
Ещё об одной современнице успела написать Надежда Ивановна, о Тамаре Григорьевне Федоренко. Она директор музея «Разночинный Петербург», где Надежда Ивановна провела несколько презентаций своих книг. Дружба этих женщин начиналась с их юных лет. Тамара Григорьевна запомнила один эпизод, как Надежда Ивановна, еще преподаватель молодой и необстрелянный, спокойно и мудро сумела угомонить своих учеников в критической ситуации. Дружили эти женщины на протяжении всей жизни, Надежда Ивановна не оставляла подругу даже тогда, когда та лежала длительное время в больнице, каждые выходные дни приносила ей домашнюю еду.
О богатстве души Надежды Ивановны говорит и недавний случай. Ещё не было Специальной военной операции, но творческие люди из Донецкой и Луганской областей приезжали к нам в Союз писателей. Они рассказывали о почти ежедневных обстрелах их городов и сёл. Читали свои стихи об уже идущей в их краях войне, о разрастающейся Аллее ангелов. Так почувствовать чужую боль и деятельно откликнуться на неё, как Надежда Ивановна, может далеко не каждый, она сняла с себя все драгоценности, а она бижутерию не носила, и две полных горсти передала поэтессе из Краснодона, со словами: «Вам это сейчас нужнее».
Вечная ей память!