Музы блокадного города

26 января, в пятницу, в Доме писателя, при поддержке Центра мемориальной культуры «ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА» прошел литературный вечер «Блокадная муза», посвященный 80-летию снятия блокады Ленинграда.

Перед началом вечера в холле на втором этаже, к мемориальным доскам с именами писателей были возложены цветы.

Председатель Союза писателей России (СПб отделение) Борис Орлов рассказал, что на досках запечатлены имена ленинградских литераторов, погибших на фронте или в осажденном городе:

«Многие не знают, что незадолго до войны все члены Союза писателей СССР были приписаны к разным воинским частям: пограничным, пехотным, военно-морским…  Вот, например, поэт-маринист Алексей Лебедев, получил звание лейтенанта и был командиром рулевой группы подлодки. Он погиб в самом начале войны, когда ему было всего 29 лет. Стихами Лебедева зачитывались курсанты всех военно-морских училищ! Юрий Инге – поэт и прозаик, журналист, погиб в 1941 году во время перехода эскадры кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт…

Можно долго рассказывать о каждом из шестидесяти двух писателях, чьи имена увековечены на этих досках. И те, кто не были на фронте, все равно самоотверженно отдали свою жизнь за Ленинград: трудились на предприятиях или тушили «зажигалки» на крышах».

Пройдет война. Мы встретимся, быть может.
Как прежде, дым, синея, будет плыть.
Поговорим о том, что всех дороже:
О Родине, о славе, о любви.

Но если даже глубина нас примет
И не настанет нашей встречи час,
Друзья-бойцы, вкушая отдых дымный,
Поговорят о славе и о нас.

Алексей Лебедев

Председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов вспоминал, как он ребенком приехал в Ленинград после блокады: «Войну я провел младенцем в Казани, а после войны мы вернулись в Ленинград. Отец работал в Институте растениеводства на Исаакиевской площади, и, когда мы шли на его работу, то видели разрушенный дом (там, где сейчас метро Адмиралтейская).

В нашем классе было очень много блокадных детей, которые были немножко похожи на старичков. Со мной за партой сидел Игорь Ефремов: он все время качался, как китайский болванчик. Учительница его постоянно одергивала. Я как-то спросил у него: «Почему ты качаешься?» «А привычка, – ответил он. – Когда хотелось есть, мы качались – так голод меньше чувствовался». Мы поступили с ним вместе в Институт, но он все время болел, и умер довольно рано.

А еще поразила меня история, рассказанная коллегами отца в Институте растениеводства. Там хранилась коллекция зерна, но никто ее не тронул; никто не сварил кашу из музейных семян, хотя умерла треть сотрудников Института».

Возложить цветы к мемориальным доскам пришли и писатели – очевидцы блокадных дней. Так, прозаик, драматург Игорь Мощицкий вспоминал, как в день снятия блокады по дороге домой из детского сада, они с мамой видели салют – самый красивый салют в его жизни.

Елена Андреева, директор Центра мемориальной культуры «ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА», родилась в Ленинграде. Она рассказала, что воспоминания ее родственников о блокаде сопровождали ее с детства: «Петербуржцам довелось услышать рассказы очевидцев о блокадных днях, рассказы бабушек и дедушек, именно поэтому, возможно, мы помним это сами, чувствуем эти дни, торжественность момента…. И мы очень хотим, чтобы эти эмоции, пронесенные сквозь время, бережно хранили и передавали следующему поколению наши дети. В этом им и заключается важный смысл деятельности Центра мемориальной культуры…».

На вечере «Блокадная муза» звучали стихи поэтов, которые застали осаду Ленинграда и писали о ней не понаслышке. Поэт, петербурговед Наталия Перевезенцев рассказала, как блокада стала грозной и трагической музой для многих творцов в те дни. О ней говорили в стихах Михаил Дудин, Геннадий Гор, Вера Инбер, Наталья Крандиевская-Толстая, Глеб Семенов… Вадим Шефнер, чьими фантастическими рассказами после войны зачитывались советские школьники; детская писательница Зинаида Шишова; Владимир Стерлигов и Павел Зайцман, известные больше как художники (работы обоих находятся в Русском музее и Третьяковской галерее; Стерлигов – ученик Малевича, Зайцман – Филонова).

Стихи этих и других поэтов прочитали члены Союза писателей Санкт-Петербурга, Союза писателей России (Санкт-Петербургское отделение) и все желающие, посетившие вечер «Блокадная муза». Ведь память о войне и блокаде у нас  – общая, и цель тоже одна – сохранять воспоминания для потомков, чтобы не повторились те страшные времена.

27 января 1944 года

За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…

Юрий Воронов

Автор статьи – Анна Лютикова.
Фото Александры Климовой.