Мороз и солнце

6 декабря 2023 года, по дороге к Дому писателей на Звенигородской, 22 мы особенно чувствовали холодное дыхание наступающей зимы, наводившее на мысль о возможности замёрзнуть, ибо творческого горения может и не хватить. Но этим вечером опасения оказались напрасны — на занятии не только традиционно звучали и рифмованные, и написанные свободным стихом поэтические строки. Удалось послушать даже песни на стихи участников объединения, что согрело нас по-настоящему.

Открыл встречу проникновенным чтением своих произведений участник СВО Айболат Куспанов. Он не в первый раз приходит к нам в ЛИТО «Путь на моря» с большой подборкой своих распечатанных в нескольких экземплярах стихов. Присутствовавшие слушали внимательно, порой затаив дыхание. Часто на занятиях в литературных объединениях авторов критикуют за технику: сбои ритма, неточные рифмы и т.д. Но главное в прозаическом или в поэтическом литературном произведении (а проза без поэзии, как известно, мертва) суметь вызвать сопереживание читателя или слушателя. И Айболату это удалось. Конечно, без критики не обошлось. Говоря об услышанных произведениях, поделились своими замечаниями и товарищескими пожеланиями Нина Тельпиш, Анатолий Белов, Виктор Трифоев и Александр Конопатский. Военные события, о которых пишет Айболат, с их мужеством, кровью и болью слишком близки эмоционально, они еще не стали прошлым, нет дистанции для холодного осмысления, и поэтому прав Михаил Балашов, когда говорит, что «сейчас не надо исправлять эти тексты». Наверное, действительно, время ещё не пришло.

Занятие получилось разноплановым и интересным: выступления поэтов, читавших и обсуждавших стихи, чередовались с песнями под музыку электрооргана нашего барда, участника многочисленных фестивалей Анатолия Белова. Прозвучали песни на стихи Анатолия Соколова, Надежды Кузнецовой, Нины Тельпиш и Светланы Иванчик. Михаил Балашов передал Надежде Кузнецовой в подарок для Кронштадтского морского кадетского корпуса книгу «Моя Россия» старейшего представителя нашего литературного объединения Марка Радцига.

Далее перешли к традиционной теме: теория стихосложения. Михаил рассказал о своем видении работы со всем многообразием рифм. Мы коснулись вопросов использования мужской, женской и дактилической рифмы, различий между бедной и богатой, а также между ассонансной и диссонансной рифмой. Михаил Балашов иллюстрировал рассказ примерами не только из своих стихотворений, но и из сборника Евгения Кучинского «БУМАЖНЫЕ КОРАБЛИКИ. Избранное». Вот некоторые строчки:

В ИЗБЕ

Бабушке моей,
Лукерье Семеновне.

Одной ногой в зелёном ботике
болтали беззаботно ходики.

В настольной лампе керосиновой
дрожал огонь, как лист осиновый.

В окно стучались ветки яблони,
Просились в дом: «Пусти, озябли мы!»

А кот по комнате расхаживал,
За тенью собственной ухаживал.

Выступление Михаила никого не оставило равнодушным и, как всегда, было познавательным и эмоционально насыщенным.

Затем слово взял Александр Конопатский. Он рассказал о своем взгляде на использование рифмы и звукописи в поэзии. Вот примеры прозвучавших стихов с использованием аллитерации (повторения одинаковых или сходных согласных):

СОН

Прочный ночлег прочь!
Ополночь взяв свечу,
я выхожу в ночь –
в смерч вовлечён лечу
———————-
Кто под луной нов,
тот в мире этом рыж!
Слышен хорал котов
где-то на хорах крыш.
———————-

Александр познакомил нас и с примерами своей переводческой деятельности, прочитав три стихотворения на японском, затем подстрочник и окончательный вариант на русском, который тоже хочется привести:

Перевод ото («печальная весть») *

Не ложь ли это
услышанная мною?
Не людской ли бред
или выдумка злая?
Как будто стрелу
Выпустили из лука
издалека, но…
звук до меня донесся.
——————————
*жанр ранней японской поэзии

Выступление Александра нам понравилось. Попробуем и мы написать и прочитать на занятиях хокку, вернее тексты на русском языке в стиле хокку.

К следующему занятию каждый из нас подготовит стихотворения замечательной ленинградской поэтессы Надежды Поляковой (1923 — 2007) для прочтения на встрече по случаю её столетнего юбилея.

Фото: Надежды Кузнецовой и Светланы Иванчик.