
Пусть будет у каждого главное в жизни
Такое, чтоб точно пришлось по судьбе.
(Леонид Хаустов)
27 ноября 2023 года прошло очередное занятие студии «Метафора». Оно было посвящено творчеству поэта-фронтовика Леонида Ивановича Хаустова (1920–1980).
Будущий поэт родился в городе Нолинск Вятской губернии (ныне Кировской области). Он был первенцем в семье Хаустовых: геолога Ивана Васильевича и учительницы математики Лидии Ивановны. Затем появились на свет братья – Ярослав, избравший профессию военно-морского врача и Андрей, скульптор и художник.
В 1930 году большая семья переехала в Ленинград. Юный Леонид стал заниматься в доме литературного воспитания под руководством С.Я.Маршака. Стихотворение «Рябина» было напечатано в журнале «Ленинград» в 1940 году. Годом позже Л.И. Хаустов окончил филологический факультет Герценовского пединститута. Позже он посвятит своей alma mater проникновенные строки:
Твоих питомцев на Руси не счесть,
Ты сделал всех нас навсегда родными,
Нам это – счастье и большая честь
Нести по свету герценовца имя.
<…>
Он помнит первый памятный урок,
Открывший дверь в ребяческие души,
А творческий чудесный огонёк
В нём никакая старость не потушит.
От всех, кого учителем зовут,
И кто им стать в душе мечту лелеет,
Кто в жизни пламенеет, а не тлеет,
Земной поклон тебе, наш Институт!
В музее нынешнего Российского Государственного Педагогического Университета им.А.И. Герцена есть стенд с материалами о жизни и учёбе студента Леонида Хаустова. А он, получив диплом учителя русского языка и литературы, отправился не в школьный класс, а на стрелково-пулемётные курсы. Участник обороны Ленинграда. В 1942 году заместитель командира батальона Л. Хаустов был тяжело ранен при переправе у Невской Дубровки. Кавалер многих боевых орденов и медалей.
В 1943 году Хаустов работает в радиокомитете Ленинграда. В 1945 году у него выходит первый сборник стихотворений – «Утренний свет»
В 1946–1951 гг. поэт руководит ЛИТО при Ленинградском Дворце пионеров. В 1952–1955 гг. – возглавляет Литобъединение при Ленинградском университете.
Леонид Хаустов много переводил, особенно с украинского, белорусского, литовского языков.
Лето проводил на станции Дивенской, где у него была дача.
Домик бревенчатый
С полем обвенчанный!
Домик, встречающий
Окнами низкими,
Близкими звёздами,
Далями близкими!
Домик, который
Средь полночи исстари
Путникам звёздочкой
Кажется издали,
За полночь светится –
Только б нам встретиться!
(«Домик на Дивенской»)
Там, на ст. Дивенская, поэта и похоронили. А в 2014 году Дивенской сельской библиотеке было присвоено имя Хаустова.
Память о войне никогда не оставляла Хаустова. Он призывал от имени павших боевых товарищей:
Живые, пойте о нас!
Это не просьба, это приказ!
Постоянно бередили душу былые бои:
Еловый лапник, что над головой,
С подушкой схож – такой же пышно взбитый.
Сорок второй. Землянка над Невой.
А за порогом – «пятачок» открытый.
Тогда мне снилось – я опять живой.
Теперь мне снится – я опять убитый.
А вот как видится Л. Хаустову связь времён и поколений:
Спит мальчонка сладко – кудри на подушке,
На полу до завтра брошены игрушки,
В деревянной рамке над кроваткой внука
Залит лунным светом дедушкин портрет…
В лейтенантской форме смотрит сквозь разлуку,
Долгую разлуку целых тридцать лет…
Спит в могиле братской, что под Ленинградом,
Лейтенант, умевший воевать как надо.
Спит мальчонка сладко – кудри на подушке,
Ночь на тихих крыльях над землёй летит…
Тяжко подминая вражеские пушки,
Словно в прорезь танка, лейтенант глядит.
Этому стихотворению почти полвека. Но мне кажется, в наши дни оно, если так можно выразиться, обретает второе дыхание…
Но, конечно, одной лишь военной темой лирика Леонида Хаустова не исчерпывается. Например, он размышляет о сути поэзии:
Происходит, действительно, чудо,
Если ты наше дело постиг.
Просто из ничего, ниоткуда
Сам собою рождается стих.
А потом уж и песня поётся,
Чтобы в ней наша память жила!
… За кормою стиха
Остаётся
Жизнь, которая вправду была.
Так ёмко сказано, что и комментировать нечего!
Памяти В.М.Шукшина посвящены восемь горьких строк:
Ветер мечется в сумраке сером,
А калина горька и красна.
Для искусства расцвет Шукшина
Долго будет прекрасным примером.
Быть бесстрашным таким и свободным,
Полной мерой страдать и любить
И стремиться художником быть
Не по званью – по сути народным.
Стихотворение «Детство Рублёва» у Л. Хаустова и вполне исторично, и – может быть, как ни парадоксально, именно поэтому – выламывается из строгих временных рамок. Это своеобразное напутствие, помогающее любому впавшему в уныние человеку преодолеть злые обстоятельства силой Добра и Духа, Красоты и Таланта. И с Божьей помощью, как мы понимаем, хотя в стихотворении она «за скобками».
Жарко пылают деревни.
Телеги добром набиты.
Люди в лохматых шапках
Бегают и кричат.
Всадники скачут.
В землю
Гулко стучат копыта.
Тучей идёт по ветру
Гулкий горячий чад.
Совсем онемев от страха,
Мальчонка залез на берёзу,
И мягкие лёгкие ветви
Гладят по голове, –
Мол, ничего, Андрюша,
Вытри рубашкой слёзы,
Ночи дождись и скройся
В мягкой густой траве.
Кончилось этим детство,
Детство твоё, Андрейка,
Теперь ни отца, ни дома –
Вытоптан отчий край.
Сгинуть легко и просто,
А ты вот выжить сумей-ка,
Оглянешься: прах и ветер,
Да карканье чёрных стай.
<…>
Страшно будет ночами,
Но только страшнее было,
Когда отца убивали,
Когда уводили мать.
Знай же: твой бедный посох
Сжимает русская сила,
А с этою силой можно
По всем дорогам шагать!
Пожар заревой над лесом,
Туман заклубился, тая,
Солнце росу румянит
На зелени молодой.
Вставай, Андрейка, скорее!
Смотри, красота какая,
Умойся в ключе студёном
Лёгкой живой водой.
Пройдя все пути-дороги,
Станет потом великим
Этот мальчонка русый
С глазами в цветущий лён.
И через тьму вековую
Глядят как живые лики,
Сердце волнуя, лики
Написанных им икон.
А вот ещё одно четверостишие-напутствие от Леонида Хаустова:
Только правда – всему награда.
Всё получится, если взяться.
Ничего бояться не надо,
Надо – ничего не бояться!
По крайней мере, желательно стремиться к декларируемому поэтом-фронтовиком бесстрашию…
«Метафористы» долго читали и обсуждали стихи Леонида Хаустова. В очередной раз был поднят вопрос о необходимости составления и издания антологии отечественной поэзии второй половины XX века, которую всё чаще называют «русским бронзовым веком» (недавно о нём вышла книга участницы «Метафоры» Т.К. Никольской). Как говорится, чтобы помнили… Ведь при нынешней издательской политике целые пласты русской литературы недоступны читателям, особенно юным, сызмальства подсаженным на распиаренные в интернете «шедевры», которым грош цена.
На следующем занятии студии «Метафора» – 18 декабря с.г. мы поговорим о творчестве замечательного ленинградского поэта Леонида Агеева.
Ирина Катченкова,
член Союза писателей России