
На очередном занятии ЛИТо «Балтийский парус» мы решили отметить день рождения Глебу Яковлевичу Горбовскому, ему бы в эту осень исполнилось 92 года. Прошло всего 4 года, как он покинул нас. Но с его уходом, ушла целая эпоха. Мало остаётся людей ощутивших тяготы Великой Отечественной войны, он хлебнул её в достатке. Именно со стихов о войне начал Алексей Любегин своё выступление.
Война меня кормила из помойки,
пороешься — и что-нибудь найдешь.
Как серенькая мышка-землеройка,
как некогда пронырливый Гаврош.
Зелененький сухарик,
корка сыра,
консервных банок терпкий аромат.
В штанах колени,
вставленные в дыры,
как стоп-сигналы красные, горят.
И бешеные пульки,
вместо пташек,
чирикают по-своему…
И дым,
как будто знамя
молодости нашей,
встает над горизонтом
золотым…
Алексей Александрович пожалуй больше других дружил с Глебом Яковлевичем. Можно сказать, что с ранних стихов Алексея Глеб Яковлевич вел его по не лёгким поэтическим тропам писательской жизни. Два совершенно разных человека — один тихий, застенчивый, глубоко верующий человек, другой бунтарь — правдолюб, ныряющий в жизнь ошалело, неистово, желая ощутить всю глубину, все оттенки бушующего поколения.
Ресторан. Гранёный столик…
Человек – ладонь к виску.
Хлеб стоит. Немного соли.
…Слушай, сердце, выпить, что ли,
За его печаль тоску.
Алексей Александрович рассказал нам, как Глеб Яковлевич оказался в Зеленецком монастыре на послушании. Как его духовник Василий Лисняк боролся за его ранимую душу. Водочку то он познал ещё в малолетстве. Да Глеб Яковлевич и сам рассказывал, как его 10-летнего мальчишку в оккупации немцы угощали шнапсом, а потом потешались над мальцом, заодно, правда и подкармливали.
Елена Гришина, администратор сообщества в Контакте «Глеб Горбовский – Клуб любителей творчества» начала с рассказа о друге Глеба Горбовского Борисе Ивановиче Тайгине( 1928-2008), в этом году ему исполнилось бы 95 лет: «Борис Тайгин – поистине легендарная личность. Учредив собственное неофициальное издательство «БЕ-ТА», он издавал малыми тиражами (сколько можно было отпечатать на машинке) сборники стихов разных поэтов.
Книга «Волны и Скалы», напечатанная Тайгиным, позволила Николаю Рубцову без экзаменов поступить в литературный институт.
Трудно переоценить и роль Бориса Тайгина в сохранении творчества Глеба Горбовского. Сборников его стихов Борис Иванович издал больше сотни, и все они, наряду с официальными изданиями легли в основу 7-го тома собрания сочинений поэта, работа над которым началась ещё при жизни Бориса Ивановича.»
Тайгин сам писал стихи, одно из них, посвященное Г.Горбовскому Елена нам прочла.
Глеб Яковлевич всегда очень трогательно отзывался о Борисе Ивановиче: « Вот уж кто всегда любил поэтическое слово, и не только любил, но и служил ему бескорыстно, сам пишет стихи. Пишет, как молится, по ночам. Начиная во времена, когда молиться днём было небезопасно. И стихи у Бори Тайгина есть красивые. Но все они – потаённые, как невидимые миру слёзы».
Глеб Яковлевич за годы дружбы в разное время напишет много стихов своему приятелю, но в июле 1963 года он напишет и посвятит Борису Ивановичу очень отчаянное стихотворение.
А если я, разбитый на голову
в своих несбывшихся мечтах,
вдруг стану деятельно наглым?
От ног отряхивая прах
былых восторженных деяний,
я стану камнем каменеть,
я стану жалким изваяньем
среди друзей своих темнеть.
Любви – я горло перережу,
Восторгу – ноги оборву.
Я перед смертью, точно леший,
свалюсь подкошено в траву.
И землю буду я царапать,
И буду лунно — одинок.
А с неба будет осень капать,
Чтоб я опомниться не мог.
Также Елена Гришина напомнила нам о том, что в этом году отметил свой 90-летний юбилей Игорь Сергеевич Кузьмичёв – литературный критик, редактор Ленинградского отделения издательства «Советский писатель», в котором он прослужил 36 лет. Игорь Сергеевич был редактором всех книг Глеба Горбовского, вышедших в этом издательстве. Елена прочла стихотворение Глеба Яковлевича, посвященное Игорю Кузьмичёву «Разорву воротник…».
Рассказала Елена и о Наталье Банк (1933-1937), которая являлась до недавнего времени единственным автором книги о Г.Горбовском: «Наталья Борисовна написала книгу «Глеб Горбовский – портрет современника»(1987). Ей тоже в этом году могло бы исполниться 90 лет.
Недавно в издательстве «Наш современник» вышла вторая книга о поэте, это почти прошло четыре десятилетия. Поэт, литературовед Константин Шакарян из Еревана издал книгу «Есть высшая доля. Слово и путь Глеба Горбовского». Константин является редактором сообщества в Контакте «Глеб Горбовский – Клуб любителей творчества».
Председатель союза писателей России Санкт-Петербургского отделения Борис Александрович Орлов рассказал нам, как в девяностые годы пришлось выживать Глебу Яковлевичу, как и многим писателям в то время, не имевшим ни какой поддержки от государства: «Кто понимал талант поэта, те старались помочь ему. Многие искали с ним дружбы и старались с ним выпить. Я помню, как много он работал в Комарово, наши домики были рядом. Правда народ знает не лучшие его вещи.
Сейчас идет сильное противостояние. Кто кого?
Кому — то хочется оболгать наших классиков, но нам нельзя этого допустить».
Семён Ванюта летом съездил к себе на родину в республику КОМИ, прочел свое новое стихотворение и стихотворение Глеба Горбовского, которое Глеб Яковлевич посвятил своей бабушке детской коми-писательнице Агнии Сухановой «Зыряне».
Издревле мы, из рани,
древляне, ведуны,
дремучие зыряне,
на воду шептуны.
Голубоглазый воздух
над нашей головой.
Из мёда мы, из воска,
из ягоды живой.
С кислинкою, с грустинкой,
с куделью бороды,
с прозрачной паутинкой,
летящей вдаль мечты…
Из нежити, из драни,
из стыни и огня —
зоряне, северяне,
зелёная родня!
Председатель коми-землячества при областном Доме дружбы Валентина Зезегова рассказала, какая работа ведётся в Коми по сохранению памяти Агнии Сухановой.
А мы продолжали читать стихи и исполнять песни на слова любимого поэта.
Бросаюсь в нарты и – погоня,
За солнцем! К западу, домой…
Тайга простуженная стонет,
а снег всё валит, всё хоронит
голубоглазый шар земной.
Х Х Х
Когда ночной потушишь свет
и, с циферблата спрыгнут сутки,
представь, что, кроме нашей, нет
нигде!…
других таких планет…
Ты поняла, как это жутко?
А вчера 16 октября мы посетили Дом журналистов, где состоялся показ документального фильма члена Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Алексея Олиферука «Тишина» о Глебе Яковлевиче Горбовском.
Фильм снят в 2009 году по заказу одного из городских каналов, стал единственным кино – посвящением одному из самых известных российских поэтов второй половины 20-го века Глебу Горбовскому. В перемонтированном виде фильм лег на полку и остался неизвестным широкому зрителю.
Представлял фильм председатель Союза писателей России, член Общественного совета по культуре при губернаторе Санкт – Петербурга Борис Александрович Орлов: « Других фильмов о поэте Глебе Горбовском нет. Выдающиеся поэты и прозаики, выросшие из питерских журналистов, предложили наградить Алексея Николаевича Олиферука в нынешнем, юбилейном (55 лет) для него году Почетным дипломом Союза писателей России за этот фильм».
Мы вместе с Глебом Яковлевичем прошлись по местам его детства в городе Порхов, где он оказался в первые дни войны, услышали из его уст рассказ о его становлении, как поэта. В фильм вошли кадры посиделок поэтов в квартире Глеба на Пушкинской. Прошлись по его любимым местам.
Глеб Яковлевич читал для нас свои стихи и делился с нами самыми сокровенными своими мыслями. Я думаю, каждый из нас понимал, как нам не хватает этого замечательного, такого близкого, мудрейшего, очень доброго и честного человека. Когда он что-то рассказывал, хотелось просто молча слушать его…
Елена Гришина подарила Алексею Николаевичу книгу Константина Шакаряна «Есть высшая доля. Слово и путь Глеба Горбовского».