
8 сентября в 13.00 жители Санкт-Петербурга собрались в Большом дворе Зимнего дворца, чтобы вспомнить события 1941 года, когда началась Блокада Ленинграда.
Впервые крупномасштабная общегородская акция Дня памяти жертв блокады Ленинграда прошла в Петербурге 8 сентября 2018 года на 69 площадках от Государственного Эрмитажа, Государственного Русского Музея, Центрального Выставочного зала «Манеж», Российской Национальной Библиотеки, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Доме Журналистов, Капеллы до различных выставочных залов, библиотек, школ и жилых домов.
Смысл акции – прочесть имена погибших в те страшные военные дни и провести общегородской День скорби. Назвать имена своих близких и тех, кто навечно записан в книгу на Пискарёвском Мемориальном кладбище можно было в этот день прочесть на площадках Военно-медицинского музея, киностудии «Ленфильм», Александрийского театра, Библиотеки им.Маяковского и её филиалах и площадках других учреждений, библиотек и школ нашего города.
На площадке возле Эрмитажа помянуть погибших поимённо собрались члены инициативной группы «Комитет 8 сентября», Серебряные волонтеры, жители города, приезжие и, конечно же, дети Блокады.
Мероприятие открыл директор службы волонтёров Эрмитажа Михаил Кожуховский:
«В день, когда вокруг города сомкнулось кольцо блокады, мы вспоминаем имена жителей Ленинграда, которые погибли, героически защищая наш город. За 5 лет в рамках акции было названо 120 678 имен. Участники акции ставят своей целью назвать каждое имя из 850 тысяч погибших в Блокаду». Затем Михаил Юрьевич Кожуховский объявил минуту молчания…
Каждый желающий в этот день может прийти на такую площадку и рассказать о своих погибших родственниках в тяжелые блокадные дни, и о тех, кто с оружием в руках встал на защиту города, о тех, кто продолжали трудиться на наших предприятиях, о тех продолжали снабжать город продуктами и вывозить голодающих из города.
Галина Кондратенко и Лариса Бородина были маленькими девочками, но они хорошо запомнили своё детство, чтоб через 80 лет, стоя на ступеньках Эрмитажа, рассказать нам об этих не забываемых днях.
Ларисе Бородиной на начало войны было всего 4 года: « Я хорошо помню, как состоялся первый массированный обстрел города 8 сентября, а 14 сентября был день рождения моего брата, ему исполнилось 8 лет. Мама с нами осталась в городе, папа инвалид по зрению ушел на фронт, то ли на Лужский, то ли на Пулковский рубеж и сгинул среди тех 200 ополченцев, которые сдерживали натиск врага целых 2 месяца. Ребёнок сам не мог пережить блокаду, он был защищён любовью близких людей. Воспитательница в детском саду в тёмной комнате собирала нас вокруг себя и рассказывала нам сказки.
Помню утро, вероятно 1942 года. Под подушкой лежала сумочка, сшитая из крохотных тряпочек, а в ней лежала конфетка. Моё детство, даже то военное детство было счастливым. Я ощущала на себе защищающую любовь брата. Мама приходила очень поздно. Брат был на 4 года старше меня. Он отоваривал карточки, а я съедала этот хлеб.
Сказать, что мне было стыдно, нет, не ловко? Нет. Потом я щипчиками щипала дуранду. Она была шоколадного цвета, серого цвета, вкусная необыкновенно. Дуранда – это оставшиеся кожурки от семечек, из которого прессовали масло. Брат всегда делился со мной. Тем, кто не пережил это, не понять, что значит поделиться в то время.
Брат выходил из насквозь промёрзшего дома на улицу, шёл через весь город, мимо разбомбленного детского садика. Ходил он в зимнем пальто в шапке с двумя тесёмочками. Как-то принес в банке что-то холодное и блестящее, даёт мне, а я не хочу есть. У меня во рту тёплые дёсна. Я не могу ему сказать, что я ничего не хочу. Я, как сейчас вижу его неподвижное лицо. Он смотрит на меня, и я вижу, как две дорожки слез текут по его неподвижному лицу. Он всё время окружал меня своей заботой. Через всю блокаду мой брат прошёл со мной, и я считаю, что он подарил мне жизнь.
И потому я считаю, что моё детство, благодаря заботе брата, было счастливым, а ведь он тоже был ребёнком».
Куратор Серебряных волонтёров Эрмитажа Замира Зайкина несколько лет собирает коллектив из жителей города, чтобы провести акцию публичного чтения поминальных списков, основанных на Книге Памяти Российской национальной библиотеки и дополненных в ходе её подготовки отдельными площадками или частными лицами.
В чтении всегда отдаётся приоритет пришедшим на акцию горожанам, которые могут прочесть имена из подготовленных заранее Комитетом 8 сентября. Помимо имён озвучивается максимально полная информация о погибшем (По Книге памяти): годы жизни, место работы, адрес проживания, место захоронения.
Цель акции – за несколько лет назвать все известные имена погибших и стать традиционным и неотъемлемым событием в жизни петербуржцев.
Именно Замира Зайкина предложила выступить мне с членами литературного отделения «Балтийский парус» им Н.Н.Альтовской.
Евгений Небов пришёл поддержать акцию «День Памяти жертв блокады», прочесть страницы из Книги Памяти и прочитать стихотворение «Песня о матери», посвящённое Марие Ивановне Небовой, которая была призвана в 1941 году Петроградским РВК Ленинграда на первый Балтийский флот в экипаж КБФ рядовым-наводчиком.
А в июне 1942 года была переведена в отдельную зенитную артиллерийскую дивизию ПВО Краснознамённого Балтийского Флота по 31.12.1943 года. Евгений Алексеевич прочел о своей маме стихотворение «Песня о матери».
Галина Воронцова прочла имена погибших из Книги Памяти и рассказала нам, что её родственники мама и бабушка пережили 900 дней блокады в Ленинграде в квартире на пр. Газа (ныне – Старо-Петергофский проспект).
Бабушка Елена Доминиковна работала телефонисткой на заводе «Красный Треугольник».
Дедушка Василий Иванович Шуркин защищал город с моря. И бабушка и дедушка награждены медалью «За оборону Ленинграда». У дедушки погибла мать, которая проживала на ул. Шкапина. Зимой 1942 года похоронена на Пискарёвском кладбище. У папиной мамы погибли в блокаду трое детей. Они жили на ул. Чайковского, а отец был эвакуирован в Кировскую область. Каждый год 9 мая и в День снятия блокады Ленинграда Галина ходит на кладбище, где похоронены её родственники.
Так приходя на акцию в «День Памяти жертв блокады» для прочтения имён погибших жителей Ленинграда и рассказывая о своих родственниках, мы говорим, что «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»…
Я, Людмила Баранова, член Союза писателей России прочла имена погибших из Книги Памяти и рассказала о своём отце Александре Дмитриевиче Баранове, который в 1943 году в 642 стрелковом полку принимал участие в наступлениях на Пулковских высотах. И прочла стихотворение «На Пулковских высотах», посвятив его тем, кто встал на защиту Ленинграда и на защиту нашей Родину.
А немец бил прямой наводкой,
Чтоб уничтожить Ленинград.
За каждой маленькой высоткой,
Лежит не сдавшийся солдат.
Навылет пули прошивали,
Колючий снег лепил в лицо,
Бойцы понять могли едва ли:
Сжималось вражие кольцо.
Рвались снаряды в пекле ада,
Но силы потеряв от ран,
Солдат не просто мёртвым падал,-
Нам будущее озарял!
Земля, пропитанная кровью,
И кровь ростком любви взялась,
Взошла в нас памятью и болью,
А их неодолима власть!
И небо, раненное взрывом,-
Как свет купели при свечах…
Отец мой тоже сделал выбор:
Неся солдата на плечах.
Он выносил бойцов из боя,
Полуживых, сквозь топь болот.
Тащил и мучился их болью,
Но верил: раненых спасёт!
Не спорили они с судьбою,
А Бог от пуль не уберёг.
…Я, сквозь года, сквозь вой оружий
Отца с высот тащу в санбат.
Читая имена погибших из Книги Памяти и, рассказывая сюжеты из рассказов своих родственников и знакомых, каждый словно хотел отдать ту частицу любви, которую не успели получить эти люди, заживо замороженные в своих холодных квартирах, раненые, замерзающие на поле боя, не успевшие дождаться спасительной помощи, полуголодные и не имеющие сил добраться до дома. Они стояли у станков и ковали свою Победу.
Они ковали её для нас с вами. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!