Памяти Юрия Григорьевича Иванова

В последний день лета 2023 года, на 71 году жизни скоропостижно скончался Иванов Юрий Григорьевич – поэт, военный летчик.

Он родился 8 апреля 1952 года в Пскове в семье военнослужащего. Отец, Григорий Иванович, участник Великой Отечественной войны, на пенсию вышел в звании майора. У него была феноменальная память на поэтические произведения: мог наизусть прочитать несколько глав из «Евгения Онегина», ни разу не сбившись. Мама, Валентина Борисовна, красиво и музыкально пела. Любовь к поэзии, тонкий музыкальный слух и любовь к русской народной песни Юрий унаследовал от родителей.

От отца он унаследовал и профессию. После окончания Харьковского авиационного технического Краснознамённого училища служил в вертолетных частях и изучал географию Советского Союза с воздуха: служил в Ленинградской, Ивановской, Тверской, Владимирской областях, в Херсоне, в Грузии, летал в Бурятию, перегонял технику в Афганистан.

Курсантом военного училища почувствовал потребность доверять бумаге свои душевные переживания, необычные чувства и ощущения, мысли. Записанное становилось четче и яснее, когда обретало стихотворную форму. Поверить в силу таланта помогли однокурсники. Они обратили внимание на поэтические способности товарища и вот уже он стал писать поэтические послания их девушкам – от имени своих друзей. Шел 1972 год – начался отсчет стажа поэтической деятельности.

А вскоре начался отсчет стажа службы офицером армейской авиации. Лётная работа – повседневный риск. Случались трагедии. 2 раза он сам падал с вертолётом: первый раз – отказ двигателя, второй раз – возгорание двигателя и отказ многих систем. Выжил. 5 сентября 1975 года в 11 часов 55 минут на больших учениях армий стран-участниц Варшавского договора стал свидетелем огромной трагедии. Эскадрилья, в которой он служил, потеряла 2 экипажа и 2 вертолёта. Погибли еще и 28 десантников. Юрий Григорьевич решил написать памятное посвящение в стихах жертвам авиакатастрофы. Работал над текстом долго и честно. Этим знаменательным стихотворением, он открыл для себя новое направление, новую тематику – военно-патриотическую лирику.

Во время полетов над бескрайними просторами средней полосы России впервые родились стихи о красоте и величии малых провинциальных городов – о нашей русской глубинке. О публикациях в те годы и мыслей не было. Была потребность души – сохранить чувства, запечатлеть увиденное. И если возможно – в стихотворной форме. Он даже не осознавал – зачем и для кого он это делает. Сочинял в стол.

Впечатлений служба подбрасывала немало: боевое дежурство на советско-турецкой границе, сухумские события, спитакское землетрясение… и горбачёвская перестройка. Уволился со службы в 1990 году, вернулся в поселок Лебяжий, из которого когда-то уходил в армию.

С выходом на пенсию всецело отдался любимому делу – поэзии. К этому времени уже было написано около 300 стихов. Однако в эти годы наступали лихие и разрушительные девяностые. Общество стремительно деградировало, мораль, нравственность и духовность презирались. Совесть, честь и справедливость утрачивали свою значимость и необходимость. Здесь отчетливо проявилась гражданская позиция Ю.Г. Иванова, как человека и как поэта. Надо было бороться с нечистью, нечистоплотностью душ, с падением нравов и духовных устоев. В его лирике все отчетливее проявлялась гражданская позиция. В эти творческие 90-е годы им было написано более 500 стихов. Но только – «золотую сотню» из них он считал достойными публикации.

К концу 90 годов, через четверть века после начала творческой деятельности, начали появляться первые публикации в газетах Ленинградской области «Балтийский луч» (Ломоносов), «Терра-пресс» (Сосновый Бор) и «Маяк» (Лебяжье).

2001 году вышла первая книга – сборник стихов «Соло для души». Юрий Григорьевич говорил о нем через два десятилетия самокритично: «Первая книга была пробой пера. Художественной и поэтичной ценности, на мой сегодняшний взгляд, она не представляет. Но там была неподдельная искренность чувств, яркость и острота образности, злость и душевная боль – душевная чистоплотность переживаний – всё то, что делает поэзию – настоящей и животрепещущей. Безусловно, она сделала своё дело. Глубина познания и развития мысли и действий, точность слова и тонкое творческое мастерство пришли с годами. Оно выросло из общения с мастерами.

В 2001 году состоялось моё знакомство с Анатолием Беловым, замечательным крестьянским русским поэтом, прекрасным и порядочным человеком. Он оказал огромное влияние на мою дальнейшую творческую деятельность.  Я начал готовить новый сборник и, когда уже весь материал был почти готов, судьба мне преподнесла необычный знакомство. Анатолий Белов тщательно перечитал мой первый сборник. Сделал множество пометок и исправлений, очень доходчиво объяснил мне допущенные фразеологические ошибки и поэтические огрехи. И сам вызвался быть редактором моей второй книги. Отмечаю его работу над каждым словом, над каждой строчкой. Он для меня остается великим поэтом.

Белов познакомил меня с замечательными петербургскими поэтами Владимиром Морозовым, Валентином Голубевым, Борисом Орловым, с другими представителями творческой питерской интеллигенции. Он привёл меня в Ленинградскую областную писательскую организацию почти за руку, познакомил со всеми членами её. Это было в октябре 2001 года.

Так я начал свой дальней творческий путь под крылом Ленинградской областной писательской организации. Я познакомился с маститыми мэтрами отечественной литературы: Нелепин Р.А. (он тогда руководил организацией), Любомудров М.Н., Дроздов И.В., Стерликов А.Г., Бегунов Ю.К., Смирнов И.П. и другими. Мне тогда было 49 лет, и я стал самым младшим по возрасту членом организации».

Быстротечна жизнь. От нас ушел достойный офицер, честно исполнивший воинский долг. Это был замечательный и отзывчивый товарищ, С нами жил и делился своими чувствами и переживаниями замечательный поэт: он оставил на память о себе восемь поэтических сборников, в которые опубликовано полторы тысячи лучших его стихов, его стихи положены на музыку и составили одиннадцать музыкальных альбомов – а это свыше 150 лирических и военно-патриотически песен, песен о родном крае. Эти песни звучат в Лебяжьем, они нашли своих слушателей на просторах Интернета.

Он стал одним из инициаторов и деятельным участником открытия в поселке Лебяжьем памятника Салтыкову-Щедрину.

Более полувека своей жизни Юрий Григорьевич Иванов отдал служению русской словесности, горячо любил русскую литературу. «Мы уповаем на наш великий и могучий русский язык. В нем наша сила, в нем наша слава!», говорил Ю.Г. Иванов.

Соболезнуем родным и близким нашего товарища,
члены Ленинградского областного отделения Союза писателей России