
7 августа, в рамках встреч, проводимых редколлегией журнала поэзии «Окно» в Доме писателя, состоялся вечер, посвящённый 130-летию Владимира Маяковского. Вечер выдался очень жарким не только по сведениям Гидрометцентра, а в Питере +33, но и жарко-дискуссионным. Сложно в форме небольшой заметки даже выразить градус обсуждений, не то что рассказать хотя бы вкратце, что и как высказывал каждый выступающий. Из такой встречи можно было бы развернуть и конференцию, чего поэт-трибун, он же поэт-лирик, несомненно достоин. Начала вечер его ведущая Мария Амфилохиева, поэт, редактор журнала. После краткого вступления, в котором она сказала о широкой многогранности, а также трагичности Маяковского — поэта и человека, Мария прочла наизусть его стихи. Большим и интересным было выступление поэта Андрея Грунтовского – он развёрнуто говорил о Маяковском- поэте и гражданине, его влиянии на современников-творцов, и не только. Думается, это влияние длилось все годы советской эпохи. Что и говорить – памятники поэту и улицы его именем названные есть во многих городах нашей страны. Это поэтическая звезда ярчайшей светимости.
Поэт Борис Орлов затронул животрепещущую тему творческого мира, которую коротко можно обозначить словами из Библии: «Не сотвори себе кумира». Да, время возвышает кумиров, время их ниспровергает – тому сейчас масса примеров, зачастую жутких по своему варварству. И так было всегда. Думается, что это не про Маяковского. Да, он не востребован нынешним временем цифровых и иных перемен, но по-прежнему его творчество влияет на развитие, становление многих поэтов. Ставятся спектакли по его пьесам, в школах и вузах изучают его поэзию, биографию, иногда излишне разворачивая определённые её стороны. Поэт умер молодым – ему было всего 36. «Кто без греха» – эти строки из Библии вечны, и не нам бросать камни в ушедших в иные миры. Но в связи с этой темой косвенно Борис Орлов сказал о «задвинутости» многих ярчайших поэтов предреволюционного времени. В заслугу Санкт-петербургского отделения СП России и лично Бориса Орлова нужно поставить издание антологии «Поэты Первой мировой войны»(Спб., 2017). Это большая красивая книга о тех, кто не только защищал Родину, но и писал стихи, прозу, военные корреспонденции, преданно следуя своему литературному призванию. Книга включает фотографии, биографии и стихи 82 поэтов. Тираж был невелик и стремительно разошёлся. Хочется только пожелать скорейшего её переиздания.
Поэт Игорь Константинов великолепно прочёл «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», которое было написано в 1928 году в Париже. Само чтение проиллюстрировало ещё одну яркую черту Маяковского-поэта – он очень хорош «на слух», что бывает далеко не всегда параллельно даже очень высокой поэзии. Но, с другой стороны – как прочесть, какую музыку подобрать… Музыка на стихи Маяковского нам знакома – он именно был «на слуху».
Горячо выступила поэт Ольга Нефёдова-Грунтова-Константинова. Она прочла некоторые строчки из стихов Маяковского, запавшие в её душу с самого раннего детства. Особенно из «Хорошего отношения к лошадям»… Замечательно глубоким, полным уважения к личности Маяковского было выступление Татьяны Кожуриной. Действительно, велико было обаяние молодого (так и оставшегося молодым навечно) поэта, буквально ворвавшегося в творческий мир обеих столиц. А ведь родился он в городе Багдади, Кутаисской губернии… Не на задворках империи, конечно, но и не ждали его с распростёртыми объятиями эти самые столицы — их просто так не завоюешь.
И ещё цитата, из Иоанна Богослова : «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Маяковский был горячим поэтом и человеком. Таким же получился и вечер, посвящённый ему.