На собрание общества «Молодой Петербург», прошедшее 12-го мая, пришло неожиданно много народа: постоянные участники, новички, появившиеся впервые, гости из лито «Пиитер».
Задание «Поэтического марафона» написать трёхстопным амфибрахием стихи на тему «Мир, труд, май», конечно, кое-кто выполнил, но, руководивший собранием, Алексей Дмитриевич Ахматов предложил сначала традиционно познакомиться с творчеством давно не выступавших и новичков.
Наталия Дудник прочла довольно изящное стихотворение, о дожде, случайном столкновении зонтами, о хризантемах, которые «умывались водой».
Опытный поэт Роман Ненашев представил замысловатое стихотворение «Последняя осень капитана С.», где изобразил некий шахматный поединок, где задействовал все фигуры, срифмовал «слон – Цейлон», упомянул лихорадку, которая этих слонов валит. Романом Кругловым было замечено, что автор, несомненно разбирается в шахматах, но общий смысл произведения не проявлен, а для нешахматистов и вообще тёмен.
Пришедшая впервые, Уна Сальви заявила, что пишет короткие стихотворения. Такие стихи часто афористичны, мысль в них легко считывается, с ней можно соглашаться или нет. Первое: «Растём неравномерно в детстве, <…> сначала вырастает сердце, а уж потом и голова», второе: «Тем прекрасна участь раздолбая, <…> что всегда есть место для чудес». С утверждениями из этих стихов многие могли поспорить. А в третьем стихотворении, где «сквозь стены тюрьмы прорастают деревья», была усмотрена «дурная многозначность», свойственная абстрактному искусству.
Следующёй выступила, также не появлявшаяся ранее, Анна Кейс. В представленном ею стихотворении заметна авторская своеобразность, неожиданные ассоциации и образы. Но наряду с удачными: «бабушки с траурными глазами», в стихотворении оказались и слишком усложнённые образы: «беглой ящеркой синеет поезд – протуберанец». А концовка окончательно ставит читателя в тупик: «В пограничном свете / рассеянный божий агнец / припадал к виску / на секунду / до пробуждения». В стихотворении было замечено отсутствие смысловой доминанты.
Для подробного обсуждения была представлена подборка стихотворений Полины Кондратенко. Она сообщила, что стихи подборки написаны в разное время и объединяет их тема окон. Первое стихотворение отличается необычной рифмовкой, которая на слух не воспринимается, а заметить её можно только внимательному читателю:
Солнце залетело в подворотню,
отскочило от стены мячом.
Эй, соседи, берегите окна!
Вам их мыть и драить по весне.
Люди, усмирите непоседу!
Солнечный удар был прям и груб.
Насчитаете осколков сотню
и тогда поймёте, что почём.
Но соседи открывают окна
и внимают птичьей трескотне
и тому, как с ней ведёт беседу
жёлоб жёлтых водосточных труб.
Во втором стихотворении «об открытой карте мира на двоих» удивили «глаза, закрученные в рог». Показалась неубедительной строчка «заключительная кода – серый тлен». Кода, завершение произведения, как правило, бывает ярким и торжественным.
В третьем стихотворении не получило одобрения необоснованно усложнённое построение строфы: «Вечер стынет на скамейке, / разливается прохлада, / подсчитав свои копейки, / попрошу в ларьке жестянку, / на пустой автостоянке / будет праздник лимонада».
В четвёртом: «Природа окон огненных / бессонных давно открыта – жалко, что не мной. / Руно портьеры, люстры золотой / и ясный свет влекли к себе ясонов». В этих строчках очевидна аллюзия на миф о Золотом Руне, а также имеется трудноугадываемый намёк на известное стихотворение Цветаевой «Вот опять окно». Но, появляющееся в следующей строфе, выражение «арго сапог» мне не кажется удачным.
Круглов заметил, что в стихах должна быть мысль. А разве не чувство? – засомневалась Полина. Но, по мнению Романа, чувство должно быть как раз толчком для возникновения мысли. Ещё несколько стихотворений из подборки не удалось обсудить по причине недостатка времени.
Приятным сюрпризом оказалось появление на собрании нашего замечательного поэта Игоря Лазунина, жившего и работавшего несколько лет на Дальнем Востоке. Он сообщил, что приехал ненадолго и вскоре снова уедет, но уже поближе, не к Тихому океану, а к Баренцеву морю.
На этом собрание закончилось. До новых встреч, друзья!
Светлана Хромичева