
В этом году видному полководцу Петру Христиановичу Витгенштейну исполняется 255 лет (1768 -1843). Его портрет помещён в Военной галерее Героев Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце Государственного Эрмитажа. Он, действительно, спас Санкт-Петербург, по тогдашним временам столицу государства Российского, от позора и разграбления, остановив неприятеля на дальних подходах к городу.
По плану завоевания России Наполеон действовал по двум направлениям. О событиях на первом, Московском, известно почти всё, оно освещено и в школьных учебниках. О событиях — на втором направлении, Петербургском, было практически забыто почти на два столетия, и оттого имя Витгенштейна в связи с Войной 1812 года долго не звучало, а главным сражением этой войны была признана Бородинская битва.
Но вернёмся к истории.
Наполеон направил к С-Петербургу два корпуса. Один из них под командованием маршала Удино насчитывал 28 тысяч человек. Этот корпус был нацелен прямо на столицу. В помощь ему Наполеон послал ещё один корпус, численностью в 18 тысяч штыков. Тот должен был занять Ригу и поддержать маршала Удино.
Итого на столицу Российской империи шла сила численностью 48 тысяч.
Для прикрытия С-Петербурга был специально выделен 1-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Витгенштейна. В нём насчитывалось около 20 тысяч воинов. Командир корпуса оказался в тяжелейшем положении, против него была выставлена армия числом более чем в два раза. Но полководец выход нашёл: пока, не соединились два французских корпуса, Витгенштейн решил атаковать войска маршала Удино, который уже успел занять деревню Клястицы (ныне это Республика Беларусь).
Сражение под Клястицами началось 16 июля 1812 года (по старому стилю). Под командованием генерал-майора Якова Петровича Кульнева 4 эскадрона Гродненского гусарского полка и пятьсот человек из донского казачьего полка застигли врасплох и атаковали 12 эскадронов противника и, несмотря на значительное превосходство, французская кавалерия была опрокинута.
Я. П.Кульнев в войне с французами показал себя исключительно храбрым командиром, он и до сражения под Клястицами проявлял чудеса умелого руководства и личного мужества, но в бою у этой деревни был смертельно ранен.
Три дня длилось сражение под Клястицами, и враг на Петербургском направлении отступил.
Генерал П.Х Витгенштейн в рапорте императору Александру I сообщил о 3 тыс. пленных, а число убитых и раненых врагов он оценил (со слов пленных французов) в 10 тысяч. Ныне признана цифра в 5,5 тыс. убитых и раненых французов и около 4 тыс. русских.
Это была первая крупная русская победа в войне 1812 года, и она сильно подняла авторитет генерала Витгенштейна. Эта победа подняла и дух русского общества. Генерал-лейтенант был отмечен орденом Святого Георгия 2-й степени, русский император назвал его спасителем столицы.
В знак большой благодарности полководцу Отечественной войны 1812 года было даровано современниками поместье Дружноселье , которое располагается под С-Петербургом, рядом с посёлком Сиверский. Санкт-Петербургское Дворянское собрание обратилось к Императору с просьбой: «Пожаловать поместье Дружноселье человеку, который отвёл от столицы неприятельские войска».
После падения Москвы Витгенштейн увеличил свою армию до 40 тысяч ратников из числа ополченцев и освободил от французов город Полоцк, который взял приступом. После этой операции С-Петербург уже окончательно стал вне опасности, а Витгенштейн был произведен в генералы от кавалерии.
В то время он был очень любим народом и популярен среди всех сословий. Про него слагались стихи, продавались открытки с его портретом, солдаты распевали о нём задорные песенки. Вот одна из них:
…Чудо новое свершили –
С Витгенштейном русский дух.
Штурмом Полоцк покорили,
Разнесли врагов, как пух.
Витгенштейн – второй Суворов,
Полоцк – новый Измаил…
30 октября Витгенштейн одержал новую победу над соединёнными корпусами французов; затем принимал участие в преследовании остатков главной неприятельской армии и 27 февраля (11 марта) 1813 г. вступил в Берлин. Армия его спасла этот город от нападения войск вице-короля итальянского. После смерти Кутузова в конце апреля 1813 года Витгенштейн был назначен главнокомандующим русскими и прусскими войсками благодаря признанию его побед над маршалами Наполеона в Отечественной войне.
Фельдмаршал за четыре десятилетия службы в русской армии заслужил девять высших наград Российской империи, Пруссии и Австро-Венгрии, дважды награждался почетным Золотым оружием с надписью «За храбрость», получал в дар поместья.
Почему почти два века о П. Х. Витгенштейне не вспоминали? По известным мне данным произошла странная неурядица ещё при праздновании 100-летия победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Потомки спасителя С-Петербурга не были приглашены на юбилейные торжества, один сын – из-за болезни, а другой – из-за неблагонадёжности. В советское время эту ошибку не исправили, и в истории войны с Наполеоном остались мало замеченными блистательные победы, одержанные Витгенштейном под Клястицами и Полоцком.
Но справедливость всё-таки торжествует: лет тридцать назад и чем дальше, тем больше, Петр Христианович Витгенштейн стал возникать из исторического небытия. Теперь имя этого полководца на слуху, материалы о нём всё чаще появляются в прессе и по довольно значительным поводам.
В 2012 году была издана книга петербургского историка и генеалога Аллы Краско «Забытый герой войны 1812 года генерал-фельдмаршал П. Х. Витгенштейн», а до того производилась обширная работа по архивам и розыску потомков полководца.
В июне 2016 года в Сиверском городском поселении состоялось торжественное открытие памятника «Победам П. Х. Витгенштейна». Но пока это чудесное строение обрело приют на пересечении пяти улиц посёлка и на берегу полноводной реки Оредеж, шла длительная предыстория его создания.
В посёлке Сиверский с начала 90-х годов существует Фонд «Моя малая родина». Организовали его супруги Колобовниковы, Светлана и Андрей. Фонд способствовал проведению в этом поселении многих общественно значимых мероприятий: была установлена первая в посёлке мемориальная доска в память о мировых рекордах местного жителя М. И. Дьякова, проводились спортивные и другие массовые мероприятия.
Вокруг этого фонда сгруппировался круг единомышленников, и вскоре возникла мысль, что настала пора восстанавливать поместье героя войны 1812 года П. Х. Витгенштейна, бывшая усадьба которого находится рядом с посёлком и пребывает в страшном запустении. Некогда великолепный парк превратился в джунгли, хотя липовые аллеи ещё просматриваются, усадебный дом в полуразорённом состоянии ещё стоит, поскольку в одной части дома проживают люди. Благоденствует на территории этой усадьбы только двухэтажный каменный дом бывшей богадельни для солдат-инвалидов. Он был построен по распоряжению Петра Христиановича. Теперь в этом здании располагается туберкулёзная больница.
В октябре 2007 года по инициативе Фонда «Моя малая родина» прошёл праздник в честь 50-летия начала космической эры. Эти события были уже в моём присутствии, я приехала писать статью, поэтому хочется рассказать об этом подробнее.
Посёлок Сиверский космосу тоже близкий друг и товарищ, поскольку в лётной воинской части, расположенной здесь, до поступления в отряд космонавтов проходил службу Герман Титов.
На праздничные мероприятия приехали президент Федерации космоса, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Г.М.Гречко и вице-президент этой организации О.П.Мухин.
Торжественная часть, посвященная 50-летию запуска спутника, состоялась в Сиверском военном гарнизоне, у мемориала летчика-космонавта № 2 Г.С.Титова. Потом все пошли в музей военного городка.
После экскурсии А.Н.Колобовников, один из организаторов этого праздника, сказал мне: «Сидите в моей машине, сейчас мы поедем к костелу, построенному героем войны 1812 года. Имя его Петр Христианович Витгенштейн».
Съездить туда попросил Олег Петрович Мухин. Сиверская и округа для него незабываема, он в детстве отдыхал летом в этих местах, а детские воспоминания бережно хранятся в памяти всю жизнь. Вместе с ним поехал и знаменитый гость праздника летчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко.
Путь лежал не к самой усадьбе, а к разрушающемуся костелу. К нему мы не доехали, и пошли пешком. Еле видная тропинка вела сквозь неопрятный лес. Не было здесь так прославивших Сиверскую роскошных сосен, «Северной Швейцарией» любят называть свой край местные жители. Про лес, в котором мы находились, так не скажешь, даже под пытками. Еле видную тропинку заполонила буйная трава, сорная и оттого рослая и жирная. Дошли мы до небольшого пруда.
– Рядом с костелом, — начал свой рассказ А.Н.Колобовников, — был музей под открытым небом, стояли орудия времен Отечественной войны 1812 года. Этот музей создал фельдмаршал П.Х.Витгенштейн. Он захватил орудия у французов после битвы при Березине. Музей давно не существует: орудия вывезли немцы в следующею Отечественную войну. С тех пор все заросло сорной травой. Ни таблички, ни другого памятного знака о музее 1812 года в бывшей усадьбе П.Х.Витгенштейна нет.
Около островка, на котором была беседка, мы и сфотографировались.
А.Н.Колобовников и О.П.Мухин пошли вглубь по тропинке. Где-то там был костел. А мы остались ждать их.
Георгий Михайлович пошёл в лес в легких туфлях, быстро промочил ноги. Глядя на эти неукротимые заросли сорняков, некрасивых деревьев в заболоченной местности, он помянул Сусанина, применительно к нам, конечно, завели, мол, неизвестно куда. Схожесть обстановки была большой. Дремучие дебри, лопухи чуть ли не до солнца достающие, тропинка, исчезающая в зарослях.
Вскоре вернулись ушедшие к костелу. До пункта назначения они не дошли, так как дальше путь оказался еще хуже. А во времена П.Х.Витгенштейна и до войны 1941 года в этих местах был прекрасный парк, с прудами, островками, музеем орудий.
Сиверский памятник «Победам П. Х. Витгенштейна» был создан и поставлен на народные средства, без копейки бюджетных денег, вносили свою лепту местные предприниматели и любой желающий. В посёлке нашлись и исполнители народной идеи, строительная фирма Дмитрия Быкова, и собственный архитектор Александра Морозова. Облагорожено также пространство вокруг памятника. Координатором и организатором всех действий по созданию его стал глава администрации Сиверского городского поселения Владимир Кузьмин.
После двух лет работы памятник обрёл реальность. Выбор места под него обозначил и стиль, в котором его исполнили. Обрамление ему выбрали классическое, полукруглую колоннаду. Белые колонны на фоне могучих и торжественных елей выглядят лучистыми свечами. А когда подключили подсветку, стало невероятно красиво и значительно.
Центральное место ансамбля занимает бюст полководца. Это точная копия памятника из Печор, его исполнил скульптурный отдел Петербургского Союза художников. Бюст установлен на мощном квадратном постаменте. Над головой полководца венцом идёт перечень мест и дат его победных сражений.
После того, как был открыт памятник «Победам П. Х. Витгенштейна» местные активисты всё чаще стали заговаривать о том, что нужно приводить в порядок всю усадьбу, включая парки, пруды, аллеи и приусадебный дом. Судя по всему, это дело неблизкого будущего, но мысль пошла в народ, и, думаю, из неё возгорится пламя действий.
А пока майор в отставке Пётр Бабенко, местный житель и активнейший человек начал проводить фестивали на Лялином лугу в своём поселке.
Была создана группа активистов из опытных и широко известных краеведов, они стали ядром по проведению ежегодных военно-исторических фестивалей, которые назвали «Памяти предков будем достойны».
В рамках этой программы начали проводиться концерты приглашённых артистов, исторические конференции, реконструкции военных сражений, а по окончании этих мероприятий проходило построение всех участников военно-исторической реконструкции событий войны 1812 года. В одном строю замирали все рода войск, участвующие в той далёкой, но не забытой войне. Как и в давние времена перед сражением звучала молитва во здравие живых и в память павших.
На Лялином лугу разыгрываются боевые действия времён Отечественной войны 1912 года, сражение под Клястицами. В боях участвует конница, пехотинцы, артиллеристы, русские, французские и прусские солдаты и офицеры.
На Лялином лугу восстанавливается История, где витал победоносный русский дух.