27 марта 2023 года состоялась очередное занятие литературной студии «Метафора». На этот раз оно было посвящено жизни и творчеству новгородской поэтессы Ксении Петровны Фирсовой (1945–2019). Её имя не было громким, но её проникновенные стихи полюбились читателям, а поэтические сборники по прежнему востребованы.
Встреча прошла в необычном формате – наряду с постоянными «метафористами» в Дом писателя были приглашены люди, лично знавшие Ксению Фирсову (к сожалению, не все они смогли присутствовать). А главными гостями стали родные поэтессы – её супруг Рафик Уралович Кадыров с сыном Рамилем и внучкой Софией. Представительница юного поколения помогла дедушке показать на экране ноутбука интереснейшую презентацию с семейными фотографиями и документами.
Ксения Петровна Фирсова родилась 4 октября 1945 г. в г. Москве. Её отец – Пётр Петрович Никифоров был художником, в прошлом – бойцом Ленинградского фронта, а дед по материнской линии Иван Максимович – профессиональным революционером. Через некоторое время семья Никифоровых переехала в г. Минск (Белоруссия), куда отца пригласили на работу.
В возрасте 4-х лет девочка научилась читать, спрашивая у взрослых названия букв. Однажды, обнаружив на папином столе «Манифест коммунистической партии», она прочитала первую строку и побежала к родителям, чтобы продекламировать: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма»! По воспоминаниям Ксении Петровны, она была уверена, что это стихи.
В 1958 г. юная поэтесса стала победительницей конкурса республиканской пионерской газеты «Зорька», посвящённого 40-летию Белорусской ССР. В награду Ксения получила две книжки, а её стихи были впервые напечатаны. Правда, вторая публикация появилась лишь через 20 лет…
Закончив школу рабочей молодёжи, Ксения поступила на биологический факультет Воронежского университета. Природу она любила с детства; ужи, хомячки и прочая живность были её друзьями. Природе посвящены и многие из её лучших стихов:
Возьму сполна белил, чуток добавлю сажи
и стану рисовать и охрой, и сурьмой
родимые мои неброские пейзажи,
оцепенелые меж летом и зимой.
В 1963 г. Ксения Петровна вышла замуж за художника Анатолия Панкратьевича Фирсова. В последующие годы растущая семья Фирсовых (у них родились дети – Ирина и Андрей) жила в Красноярске, Казахстане, Уфе… Однако через 14 лет брак распался. В 1977 г. вслед за своим вторым мужем Рафиком Кадыровым, врачом по профессии, Ксения Петровна перебралась в деревню Борки Новгородского района Новгородской области, которая, по её собственному признанию, «неожиданно для меня стала моей маленькой и совершенно родной родиной и, похоже, последним домом».
К.П. Фирсова работала воспитателем в детском саду, библиотекарем, позже – журналистом в газете «Новгородские ведомости». И продолжала заниматься литературным творчеством. Поначалу она писала рассказы, отправляла их в редакции литературных журналов. Но однажды (это было в 1979 году) Ксения Фирсова вложила в одну из бандеролей два или три своих стихотворения, которые она считала тогда баловством. Через некоторое время пришёл ответ от литсотрудника журнала «Литературная учёба» Ю. Петрова. Рассказы он посчитал несовершенными, зато стихи отметил положительно и, сделав некоторые замечания, попросил присылать ещё. Этот отзыв стал поворотным в литературной судьбе Ксении Фирсовой. Интересно, что позже она узнала, кто был этим литсотрудником – известный диссидент, писатель и переводчик Юлий Даниэль (он подрабатывал в редакции под псевдонимом Юрий Петров).
Стремясь к творческому росту, Ксения Фирсова стала посещать литобъединение «Радуга» в ДК Профсоюзов в Новгороде. Занятия с начинающими авторами проводил поэт, фронтовик Владимир Александрович Кулагин (1923–1993). Кстати, сам он получил начатки поэтического мастерства в литературном кружке Ленинградского Дворца пионеров, которым руководила Ольга Берггольц. Ксения Фирсова вошла в круг новгородских писателей – среди них Сергей Иванов, Анна Данилова, Руслан Дериглазов, Игорь Таяновский, Иван Александров… Её стихи стали публиковаться в журналах «Аврора», «Октябрь», в коллективных поэтических сборниках… Она активно участвовала в литературных чтениях, проходивших в Новгородской области: Бианковских – на озере Боровно, Некрасовских – в Чудово, Хлебниковских – в Ручьях, в днях Славянской письменности – в Великом Новгороде.
Первая книжка стихов Ксении Фирсовой «Апрельская синь» вышла в 1987 г. в «кассете» молодых поэтов Пскова и Новгорода («кассетой» называлась серия малофоматных книжек, изданных под одной обложкой или в бумажной папке). А всего у неё было издано 4 поэтических сборника: «Апрельская синь» (Лениздат, 1987), «Я вам расскажу» (М.: «Молодая гвардия», 1990), «Цветы на обочине» (Лениздат, 1990), «Преломление света» (Великий Новгород, 2005). Последнюю книгу поэтесса составляла сама; туда вошли избранные стихи и венок сонетов «Поезд». В 1993 г. Ксению Фирсову приняли в Союз писателей России. Особенно она гордилась и ценила то, что рекомендацию от Новгородской писательской организации ей дал Дмитрий Михайлович Балашов – выдающийся писатель и учёный, автор знаменитых романов о русском Средневековье. В том же 1993 году Ксения Фирсова была удостоена звания «Золотое перо России» за статьи в новгородских газетах.
Участники студии «Метафора» Владимир Митюк, Ирина Катченкова, Татьяна Никольская, Юрий Канащенков с большим интересом слушали рассказ о судьбе Ксении Фирсовой, задавали вопросы. Особое внимание вызвали два любительских ролика, где за домашним столом читали стихи Ксения Петровна и новгородский поэт Сергей Иванов. Все желающие получили в подарок поэтические сборники К. Фирсовой, переизданные репринтным способом, листали страницы, читали вслух понравившиеся стихи. Татьяна Кирилловна Никольская рассказала, как в 1987 г. купила «кассету» стихов новгородских и псковских авторов. Книжка Ксении Фирсовой особенно понравилась и запомнилась ей. Татьяна написала благодарственное письмо поэтессе на адрес «Новгородский район, д. Борки» и получила тёплый, искренний ответ.
В завершении «метафористы» поблагодарили семью Кадыровых и особенно Рафика Ураловича (специально для участия в вечере он приехал из Новгородской области) за то, что они откликнулись на приглашение, за интересный рассказ, презентацию и подаренные книги. В память о литературной встрече Рафику Ураловичу вручили 1-й выпуск историко-литературного сборника «Береста Онфима» и другие книги авторов «Метафоры». Кстати, во 2-м выпуске «Бересты Онфима» опубликована статья Р. Кадырова «Слово о Ксении Фирсовой».
Её стихи посвящены, казалось бы, «банальным» темам – природа, любовь, семья, дети, сельские будни… Но, думается, главная тема поэзии Ксении Фирсовой – преображение. Преображение того, что кажется таким простым и привычным, в небесное чудо:
Однажды с небесной серебряной нитки
звезда сорвалась и, блеснув, проскользила
в болото, где жили слепые улитки
в своей колыбели из тёплого ила.
Валежины стыли, как сонные рыбы.
Стояла глухая болотная темень.
Серебряной нити короткий обрывок
за мох зацепился – и выгнулся стебель.
Назойливо ныли бесцветные мошки.
Болотная жизнь шла ни шатко ни валко.
Здесь вырос цветок на изогнутой ножке –
ботаник сказал бы, наверно, – фиалка.
Но он, задыхаясь в беззвёздном болоте,
ночами мечтает о вольном полёте,
о высшем, навеки потерянном братстве,
о светлом паренье в небесном пространстве.
Упрямые лучики бледного света
ложились на мха побуревшую вату,
на чёрную воду, на низкие ветви
чуть видимым отблеском голубоватым…
Шли дни, месяцами смыкаясь, годами.
Не гасла звезда в моховой колыбели.
И сонные ветки покрылись цветами,
и птицы в цветах изумленно запели,
В воде зарябили беспечные рыбки,
и выплыли лилий бутоны, и зыбким,
прозрачным свеченьем наполнился воздух.
И были цветы все похожи на звёзды.
У Ксении Фирсовой был дар «словесного рисования» – она воспринимала и отражала окружающий мир не только как поэт, но и как художник. Таковым даром отличался и Дмитрий Михайлович Балашов… Преображение в стихах К.П. Фирсовой – это и «обычная» лягушка с крохотной золотой короной («Лето. Набежала тучка…»), и овощи на грядках, вдруг принявшие «обличье солнца» («Солнца спелый помидор…), и даже моль, что «звездой искрилась» («Она письмо ему писала…»).
Наконец, способностью к преображению обладают сами стихи – волнующие, радующие, тревожащие, меняющие людей:
Сокровенное Слово спустилось на землю
Из глубоких и светлых высот,
Чтобы люди ему, одинокому, внемля,
Стали чище в потоке забот.