Подборка стихотворений Марии Леонтьевой

24 марта 2023 года состоялось очередное заседание лито «Молодой Петербург», встреча была посвящена анализу стихотворений Марии Леонтьевой. Подборка предварительно была отправлена в группу «Молодого Петербурга» ВКонтакте и отрецензирована Михаилом Серебринским (по ссылке: https://vk.com/molopet?w=wall-25768847_2985).

Приведем лучшее, согласно высказываниям обсуждающих, стихотворении подборки:

***

Горчит вода, горчит на языке
Трава, автобус медленно качает.
Проносится село, и каланча
Его стоит, как памятник реке.

Внутри кирпичной церкви – тишина,
Кипрей пророс на подступах к амвону.
Выносят лето, крестят, как икону,
Черта полей всплывает из-под сна.

И озеро расстелено, лежит
Среди полей пронзительных и кратких.
Ползёт у горизонта пыльный трактор.
Недолговечная, чарующая жизнь.

Как отметили участники лито, автор имеет свой, особенный угол зрения, взгляд на мир. Не лишён автор и метафорического восприятия действительности, однако применение выразительных средств не всегда обусловлено, при этом страдает логика построения текста. Автору стоит чётче обозначать логические связи и озвучивать свои чувства и чувства лирического героя/героини на всё происходящее вокруг них, т.к. во многих текстах у читателя недостаточно сведений для того, чтобы воспринять (и понять) стихотворение целиком. Многие отмечали, что лирический субъект недостаточно прописан: мы знаем, что мыслит/чувствует герой, но этого недостаточно. Слишком абстрактным, условным он получается, как абстрактно и условно всё вокруг него.

Мария Леонтьева отстаивала право автора быть непонятым и не вести диалог с читателем, если тот не понимает заложенного автором смысла. Участник лито Роман Круглов этот тезис парировал, что в таком случае весь дальнейший разбор видится ему бессмысленным, так как каждый рецензент, присутствующий в зале, может быть оказаться некомпетентным. Говоря об ответственности автора за каждое слово, критик сравнил отказывающегося от такой ответственности писателя с художником-абстракционистом, который доказывает, что на пустой стене в изображена «Мона Лиза».

Ведущий лито Алексей Ахматов подвёл итоги обсуждения. Среди прочего он отметил, что даже самые абсурдные на первый взгляд стихотворения, если это действительно стихотворения, имеют чёткую внутреннюю логику. Необходимо мысленно прописывать образы, при этом бережно относясь к слову, учитывая его коннотации и возможности сочетаемости.

В завершение мы рекомендуем всем, хоть это выходит за рамки собрания, ознакомиться с интересной подборкой автора и рецензией Михаила Серебринского в группе «Молодой Петербург» и, конечно же, самим отправлять свои стихотворения на обсуждения, участвуя в жизни «Молодого Петербурга».

Иван Михайлов