
Обсуждение альманаха «Молодой Санкт-Петербург» за 2022 год на секции критики прошло 16-го февраля. Альманах представляли его главный редактор, Алексей Ахматов, и представитель редакционного совета, Роман Круглов. Этот, седьмой по счёту, подобный сборник структурно отличается от предыдущих: в нём представлено творчество только лауреатов премии «Молодой Петербург» за прошлые годы, и отсутствуют все разделы кроме непосредственно поэзии и прозы. Вот так: «Поэзия!» и «Проза?». То есть, по мысли составителей, поэзией следует восхищаться, а проза наводит на размышления. Могу подтвердить, что в альманахе есть чем восхититься и есть на чем подумать.
Обсуждение проходило довольно активно. Были высказаны замечания и по форме и по содержанию. Максим Швец, не присутствующий по болезни на собрании, прислал свой доклад, в котором резко отрицательно высказался об изменении структуры альманаха.
Александр Васильевич Медведев покритиковал некоторые стихи поэта Олега Чупрова, а также предположил, что философские высказывания Германа Ионина и Александра Казина изложены недостаточно общедоступным языком.
Алексей Дмитриевич Ахматов рассказал, какие сложности возникают иногда с опубликованием некоторых материалов, о капризах авторов и амбициях их наследников. Обсуждалось также предложение изменить дизайн обложки, сделать его ярче, более современным. Были высказаны разнообразные мнения, как это сделать.
Мне альманах показался достаточно содержательным, увлекательным и представительным. В нём опубликованы подборки двадцати пяти поэтов и четырнадцати прозаиков. Представлены авторы из разных городов и разного возраста.
Наиболее интересной для меня оказалась публикация Александра Казина «Верующий разум. Основной принцип русской философии» (отрывок из статьи). Я, конечно, не философ, но в настоящее время, когда идёт война цивилизаций, мировоззрений, философия не кажется чем-то далёким и отвлечённым. Основная мысль этой работы показалась мне современной и важной. В статье прослеживается изменение во времени западной философской мысли, как она постепенно, отказываясь от Бога, от христианства, отказалась, в итоге и от человека, превратилась в постмодерн – философию смерти. Мир западного постмодерна пуст, в нём нет координат, нет истин, нет ни верха, ни низа, ни добра, ни зла. Но человечество не может выжить в этом пустом мире, где нет иррационального: любви, сострадания, взаимовыручки, совести, великодушия. И непонятное ранее выражение: «Бог есть любовь», становится понятным. Оказывается, что Бог нужен даже людям далёким от церкви. «На плане культуры это означает, что человеческий ум-гений плодоносит только в присутствии Высшего, причём сам гений признаёт этого Высшего и преклоняется перед ним».
Рассказ Виктора Кречетова «Синь» также заставляет задуматься о важном, о том, как жизнь прожить: стать матросом, искателем приключений или всю жизнь заниматься чем-то скучным и однообразным?
Наталья Гранцева в своей статье «Что делал Лермонтов в Тамани?» раскрыла некоторые подробности биографии Михаила Юрьевича в историческом контексте.
Можно отметить и рассказ Александры Климовой «Шура-дура», в нём узнаваемо показана жизнь в небольшом посёлке, где детей возят в школу в школьном автобусе, где лес рядом и можно построить в нём шалаш.
Интересных поэтов в альманахе много, упомяну только нескольких. Уже, наверное, мало кто помнит прекрасную поэтессу, Раису Вдовину, умершую в 2015 году. Хорошо, что о ней вспомнили в альманахе. Приведу одно её небольшое стихотворение:
Я – пианино в дому, на котором никто не играет.
Лишь хозяйка ему мокрой тряпкой лицо вытирает.
Гибнет музыка в нём, с белоснежными дивно зубами,
Чёрной лаковой крышкой, закрытая плотно губами.
И не знает никто: а на что эта штука годится?
Только серая пыль на него то и дело садится.
Можно найти в сборнике стихи посвящённые боевым действиям на Донбассе, например, у Марии Наклейщиковой (Кутузовой), Натальи Романовой, Игоря Кравченко.
Пронзительно звучит эта тема у луганчанки Натальи Романовой в стихотворении «Зона АТУ»: «В ветках запутался мёртвый грач./ Перья его – зола./ Землю мою обошёл палач,/ Сел во главе стола.<…> Быстро, как птицы, взлетали ввысь/ Брызги кусков стекла./ В старой духовке, не смазав лист,/ Пекло земля пекла».
Удивительно простые и добрые стихи у Павла Черкашина.
Cтихотворения Юрия Глазова тонко-психологичны.
У Киры Османовой необычно написано о поэтическом творчестве.
Есть своя особая интонация у Марианны Соломко и Юлии Медведевой.
Поэтов в сборнике представлено с избытком, всех упомянуть невозможно.
В заключение повторю, что альманах получился содержательный и разнообразный, недостатков минимум. Но хотелось бы в следующих выпусках сборника увидеть, кроме художественных поэзии и прозы, например, рецензии на вышедшие книги, критические отзывы читателей.
Конечно, не помешает и более привлекательная обложка.
Читайте альманах, восторгайтесь и задумывайтесь!
Светлана Хромичева