
К 80-летней годовщине прорыва блокады Ленинграда и 79–й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны в библиотеке-филиале №10 Калининского района состоялась встреча с учащимися старших классов школы № 139.
Библиотекарь Ольга Озерова напомнила подросткам о величине значения подвига Ленинграда в деле победы над фашизмом, ребята услышали архивную запись 80-летней давности – голос диктора Юрия Левитана, его сообщение от 18 января 1943 года, возвещавшее прорыв блокады Ленинграда.
Учитель истории Алла Леонидовна Табаченко со слезами на глазах прочла ребятам любимое стихотворение поэта Владимира Лившица «Баллада о чёрством куске хлеба», предварив тематически просмотр фильма, в котором также страшно звучит важнейшая тема самопожертвования членов одной семьи по отношению друг к другу – сына, мужа, матери.
И вбежал лейтенант
По знакомым ступеням.
И вошёл…
И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные рёбрышки…
Бледные губки…
Старичок семилетний
В потрёпанной шубке.
– Как живёшь мальчуган?
Отвечай без обмана!…-
И достал лейтенант
Свой паёк из кармана,
Хлеба чёрствый кусок
Дал он сыну:- Пожуй-ка,-
И шагнул он туда,
Где дымила «буржуйка».
Там, поверх одеяла –
Распухшие руки.
Там жену он увидел
После долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться,
Взял за бледные плечи
И в глаза заглянул,
Что мерцали, как свечи.
Алла Леонидовна, что бы произвести большее впечатление на учащихся, вышла читать стихи в солдатской форме, в которой не одна актриса снималась в военных картинах на студии «Ленфильм».
Я, Людмила Баранова, сначала прочла стихотворение, посвященное отцу, который защищал Ленинград в 642 стрелковом полку, где получил контузию и ранение «На Пулковских высотах».
А немец бил прямой наводкой,
Чтоб уничтожить Ленинград .
За каждой маленькой высоткой,
Лежит нездавшийся солдат.
Навылет пули прошивали,
Колючий снег лепил в лицо,
Бойцы понять могли едва ли:
Сжималось вражие кольцо.
Рвались снаряды в пекле Ада,
Но силы потеряв от ран –
Солдат не просто мертвым падал,
Нам будущее озарял.
Затем мы посмотрели фильм Василия Чигинского «Красный стрептоцид», на котором мне посчастливилось работать в 2001 году.
Отец режиссёра Валерий Андреевич Чигинский имел звание «Заслуженный деятель искусств» и снимал научно-популярные фильмы. Мама Галина Евгеньевна Чигинская была актрисой. Дедушка режиссёра А.А.Чигинский ушел на фронт добровольцем, прошёл всю войну до Праги, в начале 50-х годов работал директором киностудии «Леннаучфильм», Лауреат государственной премии России. Бабушка и дедушка ленинградцы.
Поэтому фильм о блокаде «Красный стрептоцит» в фильмографии Василия Валерьевича оказался не случайным.
Сценарий написал Леонард Толстой главный редактор свердловской киностудии, который знал отца Василия Валерьевича.
Фильм снимался при участии к/с Ленфильм, на студии детских и юношеских фильмов «Бармалей», которую возглавлял Сергей Олегович Снежкин.
Герои фильма погружаются всего на один исторический день блокадного Ленинграда.
Но им удалось донести до нас весь ужас промёрзшего, разрушенного, голодного, потерявшего свой истинный вид города, в котором ещё теплилась в железных «буржуйках» духовная, непонятно от куда взявшаяся в этих измотанных людях сила.
Сила, сжатая в слабый кулачёк, которая заставляет вставать и идти…
Я рассказала, как сложно было снимать фильм. В городе в это время было за 20 градусов. Останавливалась камера и не заводился мотор машины.
Одним из главных героев был мальчик Илья Иконников, ему было всего 9 лет. Он работал на равнее со взрослыми, выносил все неудобства и холод очень ответственно.
Художником – постановщиком был Павел Пархоменко. Он так правдоподобно изобразил замороженных умерших людей, нам было жутко находиться в этой декорации. А мальчик мужественно оставался один на один с этими замершими людьми.
По фильму мальчик тащит по заснеженным улицам контуженого отца к матери в госпиталь.
Помню, как мы снимали в продувающейся жуткой подворотне, папа лежит в снегу, мальчика на сквозняке укрываем утеплением, а мимо актриса везёт саночки с мёртвым ребёнком.
Один дубль, второй… А она худенькая, маленькая, настоящая блокадница учит нас, как сберегать тепло, чтоб не простынуть. До сих пор я пользуюсь этим методом: надо приклеить к груди фольгу от шоколадки и тепло идущее от груди, будет возвращаться.
Мы прожили в этом фильме с героями всего один день, но жуткая картина блокады видно было захватила учащихся своим цепким, пронизывающим холодом.
Заведующего госпиталем сыграл Иван Иванович Краско. И когда мама мальчика, её сыграла актриса Мария Воронина, сутками, делающая операции, так как раненые поступали круглосуточно, умоляет отпустить её, чтоб забрать контуженого мужа из чужой квартиры, военврач, понимая, что он идёт на преступление, отпускает её на 2 часа.
Проблема возникла с девочкой, которую отобрали на фильм. Когда она попала в наши декорации госпиталя, где раненые солдаты, уставшие и измождённые от постоянных вражьих налётов, лежали в окровавленных бинтах на железных кроватях, когда она увидела это всё, опустила глаза и замолчала. Ни мама, ни папа, ни бабушка не могли её вывести из оцепенения, она смотрела в одну точку и молчала.
Но нам очень повезло. Мы снимали в военно-морском госпитале на Фонтанке, где в это время шёл ремонт, и одна малярша взяла с собой дочь. Возраст подошел. Девочка была смелая, она уже освоилась в госпитале.
Она быстро подружилась со съёмочной группой и стала нам даже помогать. Тут то и приглянулась она режиссёру. Она не боялась ни камеры, ни раненых, ни декораций, ни актёров. По этому легко вошла в свою маленькую роль. Своей непосредственностью она удивляла всех нас.
Выживать в замёрзшем, умирающем городе помогал выжить голос Ольги Берггольц, звучащий иногда из приёмника. В фильме его нет. Но мы то знаем, чем он был для Ленинградцев.
…Я буду сегодня с тобой говорить,
товарищ и друг ленинградец,
о свете, который над нами горит,
о нашей последней отраде.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды,
но мы не забыты с тобой, не одни,-
и это уже победа.
Смотри – материнской тоскою полна,
за дымной грядою осады,
Не сводит очей воспалённых страна
с защитников Ленинграда.
Вся страна жадно ждала вестей с фронта и особенно из Ленинграда. Поэтому каждый фильм о Великой Отечественной Войне нам дорог в двойне. Стихи написанные сегодняшней молодёжью о блокаде нас, более старших товарищей, поражают своей правдивость и проникновенностью.
Поговорив о фильме, учащиеся прочитали стихи.
Ученица 11 класса 139 школы Алина Гужа прочла стихотворение Яна Бруштейна «Блокадные сухари».
А бабушка сушила сухари,
И понимала, что сушить не надо.
Но за ее спиной была блокада,
И бабушка сушила сухари.
И над собой посмеивалась часто:
Ведь нет войны, какое это счастье,
И хлебный рядом, прямо за углом…
Но по ночам одно ей только снилось –
Как солнце над ее землей затмилось,
И горе, не стучась, ворвалось в дом.
Блокадный ветер надрывался жутко,
И остывала в памяти «буржуйка»…
И бабушка рассказывала мне,
Как обжигала радостью Победа.
Воякой в шутку называла деда,
Который был сапером на войне.
Ученик 11 класса 139 школы прочёл нам стихотворение Владимира Репина «Письмо с ленинградского фронта».
«Мы шили ватники, шинели,
Стучал меж сводок метроном;
Нет писем пятую неделю –
О брате нет вестей родном…
И все-таки дождалась часа –
Вот треугольник с парой строк:
«Идем на пушечное мясо.
С утра – на Невский пятачок.
Прощай!» Цензура проглядела?
Как сквозь нее могло пройти
Письмо с «неверьем в наше дело»,
С последним пунктом их пути?
А может – верьте, иль не верьте –
Но разрешалось ВСЁ уже
Им, списанным в расход до смерти
На страшном Невском рубеже…
Он не вернулся. Пал безвестно –
Ни похоронки, ни наград.
Но в тех боях, по сводкам – местных,
Мы отстояли Ленинград».
Организатор встречи библиотекарь Ольга Озерова рассказала, что Ленинград получил звание Города – Героя ещё во время войны в 1944 году.
Так же сказала о важности присвоения звания «Жителя блокадного Ленинграда» пожилым людям вне зависимости от длительности проживания в нашем городе в период Блокады.
Я с собой принесла ордена и медали, которыми награждали участников ВОВ, защитников Ленинграда и работников тыла, помогающим снарядами, оружием, танками и самолётами отстаивать нашу Родину.
Я принесла военную форму с Ленфильма, чтоб учащиеся могли примерить форму разных войск.
А они продолжали нам читать стихи о блокадном Ленинграде Юрия Воронов
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом –
Паспорта.