С сёстринской симпатией. (Памяти Надежды Перовой)

В заголовке слова  Надежды Перовой, обращённые ко мне на одной из её книг. Не чувствуя эту симпатию вряд ли перо напишет такие слова. Всё наше общение проходило именно под светом этих слов. Обоюдно.

Уже год, как от нас ушла известный прозаик и поэт, член Союза писателей России, автор около двадцати  книг стихов и прозы Надежда Перова (Н. И. Козлова).

Она родом с Дальнего Востока. Местом своего рождения всегда называла остров Русский, хотя этот остров входит в состав города Владивосток. На этом острове она выросла, там покоится её мама, она всегда гордилась местом своего рождения с таким уникальным названием.

В Ленинград приехала учиться, окончила Государственный педагогический институт имени А. И. Герцена по специальности «математика». Работала в школе, а  с 1980 по 1984 год была директором школы-интерната для детей-сирот.

Её  дальнейшая профессиональная   деятельность была связана с системой управления: она работала в Комитетах правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, была помощником вице-мэра СПб и   ответственным секретарём по выработке региональной политики в отношении женщин.

С женского вопроса началась её и писательская деятельность. На эту тему она стала выпускать монографии и сборники. Особенно прозвучал её материал «Смолянки, мариинки, павлушки…бестужевки…» (2007).

Параллельно, чуть ли не каждый год выходили её книги стихов, среди них такие: «От Ростральных колонн в океан», «Блокнот из дамской сумочки», «Набоковское лукоморье» (2004).

Именно я познакомилась с Надеждой Ивановной в том самом «набоковском лукоморье», которое в реальном мире зовётся селом Рождествено Гатчинского района. Надежда Ивановна снимала  там на лето для себя и внучки  часть деревенского домика.

Село Рождествено на всю округу славится не только музеем В. В. Набокова. Это усадьба, которая если б не революция, стала бы ему принадлежать. В этом музее сейчас сосредоточена  культурная, просветительская и  общественная жизнь всей округи. Туда на мероприятия съезжаются не только из Гатчины и района, но и из Санкт-Петербурга, Псковской области и других мест.

На одном из мероприятий мы и познакомились с Надеждой Ивановной,  в зале сидели рядом, разговорились и продружили все последующие годы до её смерти от ковида. Мы часто встречались на различных мероприятиях. Их было в своё время немало и в уникальной усадьбе села Рождествено.

Эти места ей особенно полюбились, я тоже бывала там часто, поскольку писала материалы для своей газеты «Приневский край». Мы  много гуляли по окрестностям села, знакомились и общались с местными жителями.

Все последующие годы Надежда Ивановна продолжала развивать свою любимую женскую тему, но теперь на писательском уровне, она стала членом Союза писателей России.

Писала она о знакомых ей женщинах  с особым интересом, тем более что все они были по-своему необычными. Одна из её героинь запечатлена в книге «Ренуаровский портрет». Книга открывается такими словами: «Жизненные вехи Людмилы Николаевны Ивановой отмечены её же собственными крылатыми афоризмами, один из которых «В СССР секса нет» облетел весь мир.  Эта фраза была заграничными журналистами оборвана на середине, чтобы появился повод посмеяться над нашей страной. А у этой фразы, была отличная концовка: «но есть любовь».  Потом Л. Иванова принимала извинения от журналистов, но душок-то остался. О жизни этой женщины написана увлекательная книга, которую стоит прочитать, взяв её в Публичной библиотеке.

Задержит ваше внимание и книга «Разночинный Петербург». Это книга о непарадном музее, в котором показан быт сотен тысяч простых петербуржцев-разночинцев ХIX-XX веков.

Неожиданным и необычным был её подарок и для меня. Однажды на одной из презентаций в Союзе писателей моей очередной книги, кто-то выступил со своим критическим мнением. Наутро мне позвонила Надежда Ивановна и сказала: «С критикой в ваш адрес я не согласна, не спала всю ночь и написала вступление к своей новой книге. Она будет о вас и вашем творчестве.  Я 12 лет собирала ваши книги, статьи в газете «Приневский край» и других изданиях.  Думаю, что у меня уже собрался материал для новой книги, которая  будет называться «Зоя Бобкова и «её путь-дорожка от Харбина…». Очень быстро эта книга была напечатана.

Ещё один подарок мне сделала Надежда Ивановна совсем недавно, как говорится, хотите, верьте, хотите, нет, но я скажу об этом. После того, как она написала книгу обо мне, в которой мой роман «Полёт сквозь бездну» назвала «эпопеей», несмотря на то, что  писатели книгу  изругали, она стала мне постоянно твердить: «Пишите новый роман!» Как я ни старалась все последующие 20 лет, роман не писался, хотя стихи¸ поэмы, рассказы, рецензии, статьи всё появлялось, но она требовала роман. А он никак не получался. Не прошло и двух месяцев, как умерла Надежда Ивановна, роман пошёл, уже написан и напечатан. Я теперь считаю, что именно она его мне прислала с Того света. Громадное ей за это спасибо и вечная память!

У Надежды Перовой есть целая серия книг, описывающая судьбы женщин, для которых моря и океаны своя стихия, а последние годы она писала много статей о творчестве членов художественно-документальной секции, в которой состояла.

Разве можно сказать, что жизнь Надежды Перовой завершилась? Нет! Она продолжается в её добрых делах,  в нашей памяти и в её интересных книгах.