Крошка ангел или Божий дар

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
– Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
И смутился ангел-крошка:
“Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?”
“Сам увидишь”, – Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, –
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: “Я елки стою!”
Кто корит за то его:
“Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!”
“Нет, я елочки достойна
И достойнее других!”
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… “Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!”
И на улице встречает
Ангел крошку, – он стоит,
Елку Божью озирает, –
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, –
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!”
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, –
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.


«Божий дар». Стихотворение, которое Достоевский никогда не писал

Более десяти лет по просторам Интернета за подписью Ф. М. Достоевского «гуляют» строки этого стихотворения.

Прекрасное стихотворение, не правда ли? Но Достоевский к нему не имеет никакого отношения, потому что никогда его не писал. Оно размещено на всех мыслимых и немыслимых православных ресурсах, на сайтах школ и детских садов, во всех без исключения социальных сетях. Перед началом прочтения на камеру дети декламируют: «“Божий дар”. Федор Михайлович Достоевский».

Фантазии Т. А. Стадольниковой, издавшей в 2013 г. альбом «История Рождества. Стихи, открытки, поздравления», зашли так далеко, что она не только приписала стихотворение Достоевскому, но и умудрилась дать ему название («Крошка ангел»).

Мать епископа Новосибирского и Бердского Сергия Н. Н. Соколова в книге воспоминаний о сыне публикует его рождественское послание, в котором священнослужитель писал:

«Здравствуйте, мои дорогие!

С Рождеством Христовым! Мамуля, спасибо тебе за письмо и за печенье — очень вкусно. Слава Богу, праздник прошел хорошо, хотя хлопот было много и они не убавляются. Опять очень выручила меня в этом году сестра Катюша. Привезла на рождественскую елку два автобуса детишек с родителями, поэтому были и колядки, и стихи, и постановка. Замечательно они разыграли в ролях стихотворение “Крошку ангела в сочельник Бог на землю посылал…” <…>» (Соколова Н. Н. Архипастырь Сибири: Преосвященный Сергий (Соколов), епископ Новосибирский и Бердский. М., 2003. С. 26. — Благодарю А. Иванова за указание на этот печатный труд. — С. Р.)

Сообщая лишь первую строку стихотворения, епископ не сомневается, что его адресат — мать — поймет, о чем идет речь, но вместе с тем о. Сергий не называет автора.

Сотрудники телеканала «Москва 24», пригласившие в 2015 г. Антона Шагина для выразительного чтения «Божьего дара», твердо убеждены, что эти стихи написаны автором «Бесов» и «Братьев Карамазовых». Хотя его нет ни в академических собраниях сочинений писателя, ни в отдельных изданиях, ни в подготовленном в 2016 г. Б. Н. Тихомировым сборнике «“Жил на свете таракан”. Стихи Ф. М. Достоевского и его героев. “Витязь горестной фигуры”. Достоевский в поэзии современников» (М., 2016).

География распространения «Божьего дара» (или «Крошки ангела») ограничивается Интернетом и парой-тройкой сборников сомнительного содержания. Если бы настоящий сочинитель вовремя вложил листок с этим творением в конверт, отправил его сам себе по почте и не распечатывал до определенного момента (рекомендация Российского авторского общества), то получал бы сейчас законные авторские отчисления.

Пользуясь случаем, убедительно прошу авторов и редакторов тех православных ресурсов, на которых размещено это стихотворение, убрать подпись: «Ф. М. Достоевский». Талант Федора Михайловича останется непоколебимым и без чужих поэтических текстов.

Сергѣй Рублевъ,
сайт «Ѳедоръ Достоевскiй. Антология жизни и творчества»
https://fedordostoevsky.ru/research/fake/008/


С Рождеством Христовым!