«Скользкие словосочетания». К чему они?

“Литературная газета” № 49 (6863) (07-12-2022)
Борис Подопригора “Комарово как культура памяти”:
https://lgz.ru/article/-49-6863-07-12-2022/komarovo-kak-kultura-pamyati/

Прочитал в «Литературной газете» еще один опус о Комарово. Автор написал: «всё живое развивается по законам жизни. А для неё мемориалы хоть и важны, но всё-таки вторичны». Написал, относясь небрежно к слову «мемориал». Живое, что развивается по законам позитивной жизни не может быть равнодушно к мемориалам, как к записке или дневнику, или знаку для увековечения памяти о ком-либо, чём-либо. Для человека искусства «мемориал», как бухгалтерская книга или журнал внекассовых оборотов, действительно не важен и может быть вторичен.

В Комарово я снимал государственную дачу четырнадцать лет, с 1977 по 1990-й. Жили в комнатке с верандочкой. В доме обитали еще две семьи. Жили дружно. Время было такое. И воспоминанья остались светлые. Даже ритмические строки написал о тех днях:

Мне снится Комарово. Лазуревое море. В малиновом закате сквозь синий дым костров.

Мне снится Комарово. Сосновых просек слово. Невысказанное снова молчит в твоих глазах.

Мне снится Комарово. И синий лёд залива. И две строки от лыж твоих бегут неторопливо.

Мне снится Комарово. Туманный май и вновь малиновые дни пришли на берега Сестры.

Мне снится Комарово, где желтый лист слетает, и на ладонях тает снежинки холодок.

Мне снится Комарово. И будто бы мы снова сюда пришли на берега Мечты…

Рассказывать о Комарово и писать слова: «менталитет» вместо более близких тому историческому времени: «мировосприятие — умонастроение —— душевный мир» как-то неуместно. Писать слова «муниципальная повестка» по отношению к творческому свечению (а не «ауре») этой местности – как-то диковато. Можно обозначить и иные бюрократические и «системные» изречения автора в «поэме» о святом для многих ленинградцев, петербуржцев месте между Финским заливом и Щучьим озером.

Не ради «троп нобелиатов» живёт литературная, научная, театральная, киношная, музыкальная память этих комаровских мест. И никакие «QR-коды» не помогут её уберечь.

И если рассуждать о «культуре памяти», то следует начинать не с «организационно-методологического дискурса», где учёт различия и множественности разных позиций в отношении к объекту, крайне затруднителен. Как невозможно спроектировать творческую деятельность, так и невозможно организовать «культуру памяти». Её, культуру памяти, можно творить, воспитывать, просвещать, защищать.

Многие обитатели комаровских дач верили в светлое, очищающее человека свойство культуры труда, в её созидательное, историческое своеобразие, учитывающее национальные и социальные особенности.

Во все времена, при любом политическом строе за культуру надо бороться. За культуру труда, культуру искусства, культуру быта. Культура творческого труда вбирает в себя и профессионализм, и науку, и политику, и экономику, и право, и эстетику, основанную на нормах и традициях красоты, морали, быта.

Альберт Измайлов