Наследник «Вечного зова». По прямой

1 декабря исполнилось 75 лет писателю Владимиру Анатольевичу Васильеву. Автору многих известных и полюбившихся читателю исторических романов и повестей. Наверняка член Союза писателей России получит сегодня много поздравлений от коллег и читателей, но главный подарок он сделал себе сам. К 75-летию прозаика вышла завершающая книга трилогии о Паше «К родным берегам». Гигантский труд — пять лет работы в архивах, бессонные ночи , проведённые за письменным столом — завершён. Поэтому в юбилейной статье я подробно расскажу о главном, на сегодняшний день, труде Васильева.

Почему считаю его главным? Просто с тех пор, когда в конце минувшего века, когда был успешно экранизирован в виде многосерийного телевизионного фильма (слова «сериал» мы тогда и не знали!) прекрасный роман Анатолия Иванова «Вечный зов», по-настоящему значительного романа про героев труда военной поры автору данной рецензии прочесть не довелось.

Конечно, написано было много. Некоторых авторов даже «олауреатили», но… до трилогии Владимира Васильева «Паша – река Великая», «Паша – район прифронтовой», «К родным берегам» эти сочинения не дотягивают. Ни в историческом плане, ни в жизненном, ни… Впрочем, попробую объяснить, почему.

Автор поставил перед собой труднейшую задачу – написать многоплановое произведение и отразить в нем, на примере Пашского района Ленинградской области, цельную картину жизни Советского Союза перед началом Великой Отечественной войны, во время военного лихолетья и после него. И всё написанное – не плод досужей фантазии прозаика, навеянный многочисленными книжными и теле — «документалками» подчас весьма сомнительного исторического качества, мемуарами истинных и мнимых участников тех далёких событий. Мнгомесячное копание в архивах встречи с очевидцами, погружение в ту героическую – и одновременно трагическую – эпоху – позволили Владимиру Васильеву создать, не побоюсь употребить это слово, настоящее историческое полотно.

…Перед войной в приграничном, а во время войны прифронтовом районе, достоверно описаны отношения между властью и населением, перемены в социалистическом быту, недостатки в управлении всех ветвей власти, ошибки карательных органов, безграмотность председателей и бригадиров колхозов, и в тоже время трудолюбие колхозников, уживающееся в них с крестьянским лукавством. Отсюда, из Пашского леспромхоза в блокадный Ленинград поступало наибольшее количество древесины, используемой для оборонительных укреплений и для печного отопления населением. Именно на окраине этого района проходил Свирский рубеж, где на берегу реки Свирь 7-я Отдельная армия под командованием генерала К.А. Мерецкова остановила финские войска на пути к Ленинграду.

Невозможно кратко передать фабулу трилогии. За исключением главных действующих лиц многие герои появляются и исчезают, потом появляются вновь, некоторые исчезают навсегда и вместо них приходят новые персонажи. Несмотря на это все они запоминаются благодаря умелому описанию автором каждого и тонко подмеченным им особенностям характеров.

Главные персонажи романов автором выписаны ярко. Это бывшие царские офицеры, защитники Порт- Артура Иван Анисимов и Павел Тузов, летчик Андрей Степанов, лишившийся ноги, но продолжавший на протезе управлять самолетом и бить немцев, директор Пашского леспромхоза Павел Нечесанов, в критической ситуации заступивший на эту должность и предотвративший катастрофу, парторг леспромхоза Нина Кузьмина, надорвавшаяся на работе и отправленная в неврологическое отделение, председатель колхоза Екатерина Чевелева, спасавшая урожай, но поплатившаяся за самостоятельность судебными разбирательствами, Анна Трошева, библиотекарь, а потом санитарка, медсестра военного госпиталя, девушки – блокадницы Лариса и Машенька, первый секретарь райкома партии Григорий Соколов, редактор газеты Федор Егоров, предрик Александр Грибов – все они, живо описанные автором, притягивающие невидимыми внутренними силами, как нельзя точно характеризуют военное поколение советских людей.

Отдельно хочу отметить, что в романе « Паша – река Великая», впервые в художественной литературе рассказывается о событии далекой древности – сражении новгородской дружины возглавляемой князем Святославом Ростиславовичем, правнуком Владимира Мономаха, со шведами. Шведский ледунг, вторгшийся в мае 1164 году на 55 кораблях, численностью около 3000 воинов с целью захвата Ладоги, был разбит, шведы бежали на 12 уцелевших судах.

Исследование этой битвы, попытки научного сотрудника Ленинградского института истории материальной культуры Ивана Анисимова опубликовать очерк и прославить героев, создает много конфликтных ситуаций. Эта сюжетная линия, проходящая через первые два романа трилогии, пересекается с событиями предвоенной поры и Великой Отечественной войны.

Также впервые в романе « Паша – река Великая» рассказывается правдивая история, и приводятся имена героев сражения за лес на реке Паше весной 1942 года. К тому времени на реке скопилось 420 тысяч кубометров леса. С началом половодья он должен был двинуться вниз по течению, сломать единственный железнодорожный мост через реку, соединяющий север и центр страны и уйти в Ладожское озеро. Для спасения леса из блокадного Ленинграда привезли молодых девушек. Они спасли древесину, заготовленную для блокадного города. Ни районная газета, ни областная печать даже маленькой заметкой не обмолвились об этом событии.

Чудеса героизма проявляли на Свирском рубеже матросы 3-й морской бригады. И снова, впервые в художественной литературе, в первой книге трилогии описывается подвиг главстаршины Кирилла Дробыша и присвоение ему за боевую инициативу звания старшего лейтенанта командующим 7-й Отдельной армии, генералом К.А. Мерецковым. Случай редкий в советской армии.

Удивительную историю спасения домика Кирова тоже впервые можно узнать из трилогии Владимира Васильева. Начиналась она с письма председателя охотсекции « Динамо» Федорова из блокадного Ленинграда к первому секретарю Пашского райкома партии Григорию Соколову. Завершилась – в кабинете командующего 7-й Отдельной армии генерал-лейтенанта Алексея Крутикова, сменившего на этом посту генерала армии К.А. Мерецкова, возглавившего Волховский фронт.

Впервые в этом произведении рассказывается о грабежах и насилии на территории Пашского района выздоравливающими бойцами госпиталя, с которыми не могла совладать ни районная милиция, ни военная комендатура. Только смелость и находчивость начальника Пашского районного отдела госбезопасности Петра Фомина, обратившегося за помощью в особый отдел 7-й Отдельной армии, позволили обезоружить и арестовать банду.

Большой находкой в трилогии можно назвать проникновение Владимира Васильева в суть взаимоотношений между разными людьми военного поколения и создание атмосферы того времени. В этом автору помогли живые воспоминания ветеранов, своей матери, Васильевой Анны Павловны, и записи дневника Анны Трошевой, до войны, работавшей пашским библиотекарем, а во время войны санитаркой, медицинской сестрой.

Трилогия построена на материалах партийного архива и архива НКВД. Благодаря им автору удалось создать реалистическую картину жизни района, показать его руководителей, обывателей, простых тружеников. Именно архивы, в которых были документы партийных собраний в колхозах, учреждениях, на предприятиях, помогли Владимиру Васильеву вникнуть и воспроизвести язык общения того времени.

События в романе «К родным берегам», завершающем трилогию, охватывают десятилетний период от окончания войны в 1945 году и до ликвидации Пашского района Ленинградской области в 1955 году. Название романа сразу определяет его направленность – после войны в родные места возвращаются фронтовики и жители, эвакуированные из прифронтового района в другие населенные пункты. Но по мере прочтения произведения, приходит понимание, что смысл названия, гораздо шире: это и возвращение к любимому делу, к любимой женщине, к себе самому, преобразившемуся во время страшной войны.

…Огромный урон, который понес СССР за четыре года войны, планировалось восполнить за несколько лет, в связи с чем и был разработан 4-летний план. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться в послевоенные годы сельским труженикам Пашского района, какие разочарования постигали их после небывалого подъема, вызванного победой над Германией, рассказывается в первых главах книги.

Несмотря на неплохую для того времени механизацию сельскохозяйственного труда, развития деревни не происходит. Однако селян продолжают давить искусственно заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию, большие налоги на подсобное крестьянское хозяйство и спускаемые «сверху» нереальные планы. В Пашском районе часто сменяются председатели райисполкомов, снимается с поста первый секретарь райкома партии, но планы заготовки и продажи сельхозпродукции государству по-прежнему не выполняются.

Не случайно большинство главных героев Васильева – фронтовики, вернувшиеся к родным берегам. На них возлагали надежды, когда верстали планы, их ставили на руководящие должности. Но привыкшие в войну видеть перед собой цель и достигать ее, они хоть и знали цели, но не представляли, как их можно достичь, потому что, выполняя одну задачу, получали другую и видели, что ничего не меняется. Некоторые из них падали духом, другие спивались, отправлялись в тюрьмы и только самые крепкие продолжали поднимать колхозы, руководить бригадами, звеньями.

Характерен случай, для того периода, описанный автором книги – фронтовик Иван Загустин выдает в долг самым бедным крестьянским семья зерно, а за это осуждается на десять лет. На суде, заслышав, как судья еще до вынесения приговора, называет подсудимого преступником, за него справедливо вступается другой фронтовик Михаил Максимов и его осуждают на 15 суток.

Фронтовик Владимир Кулепетов, работает в редакции районной газеты корреспондентом. Он обнаруживает факт бездеятельности инструктора райкома партии и пишет об этом. Редактор противится публиковать материал. Тогда Кулепетов идет в райком партии ко второму секретарю Якову Ленкевичу и добивается справедливого решения.

Знакомый читателям по первым книгам трилогии Иван Анисимов, прошедший войну и вернувшийся в Ленинградское отделение института материальной культуры, имевший много неприятностей за публикацию очерка о битве на реке Вороной, где русские дружинники еще до Александра Невского в 1164 году одержали крупную победу над свеями, вновь берется за опасную работу. Он с товарищами начинает собирать материалы об обороне Порт-Артура в 1904 году и ставит цель опровергнуть клевету на генералов, командовавших обороной, возведенную в повести «Порт-Артур» сталинским лауреатом Александром Степановым.

Читателям полюбился по первым двум книгам трилогии заместитель директора леспромхоза Иван Каменев. Незаурядная личность, изобретательный, способный организатор, слыл пьяницей, и держался на производстве лишь благодаря своей незаменимости. Война изменила его, или, как он выражается «меня так тряхнуло, что я наконец- то жизнь понял» и уже в третьей книге читатель видит другого Каменева. Он не только бросает пить и грубить, но и меняет отношение к жене- находит место гибели литературного сотрудника районной газету Василия Тумасова, к которому перед войной с детьми ушла Вера Алексеевна.

Интересна фигура первого секретаря райкома партии Ивана Соловьева. Перед войной он не послушался товарищей по партии и женился на дочери «врага народа». За это его, после окончания Ленинградского сельскохозяйственного института ссылают на дальнюю окраину страны. Он проходит войну, после победы возглавляет Всеволожский сельскохозяйственный техникум и прибыв по заданию обкома партии в отстающий Пашский район, выводит его в передовые.

Несмотря на то, что героев в трилогии много, их количество не утомляет. Каждому персонажу автор придал характерные черты. У каждого есть свои истории, привычки, своеобразные речевые обороты. Особый колорит содержанию придают местные наречия, используемые местными жителями.

Для придания естественности, натуральности сюжета, писатель подбирает стилистику повествования и описания в тон времени, о котором пишет. Если во второй книге трилогии «Паша – район прифронтовой» часто встречались присоединительные конструкции – оборванные фразы, характеризующие боевые действия, то в третьем романе меняется структура речи – чаще используются сложносочиненные, сложноподчиненные предложения и несобственно – прямая речь, так как идет мирная жизнь.

В завершающей трилогию книге также использованы документы ЦГАИПД, о многих событиях рассказывается впервые. Впервые в художественной литературе дается непредвзятая оценка «Ленинградскому делу», без смакования фактов и ёрничества. Впервые сделана попытка раскрыть причины ликвидации в 1948 году Музея обороны Ленинграда. В художественном произведении почти все герои – реальные люди, совершающие не придуманные поступки, участвующие в не придуманных событиях.

Период массовых репрессий и трудового героизма, дни горьких поражений первых месяцев войны и торжество победы над врагом… Как в это время жили и действовали простые люди? Чем они были заняты в повседневной жизни? Откуда черпали силы? Об этом рассказывает в своей трилогии писатель Владимир Васильев.

В романах честно служат Отечеству бывшие царские офицеры, принявшие Советскую власть. В них есть и бездарные председатели колхозов, и радеющие за урожай колхозники, есть циничный начальник районного отдела милиции, и справедливый начальник районного отдела государственной безопасности. Такие разные, колоритные фигуры придают тексту большую экспрессию, повышают эмоциональный настрой, а вместе с живым изложением событий делают книгу увлекательной.

Согласитесь, такие произведения сегодня необходимы читателю, утомлённому «стрелялками» о дне настоящем и «страшилками» о минувшей эпохе.

Раскройте книги Васильева. Нам наследникам «Вечного зова», предстоит встреча с новыми героями на Паше-реке!

А юбиляру и моему давнему надёжному коллеге и товарищу пожелаю столь же плодотворно продолжать свою творческую деятельность!